елена новгинова
Мини-музей народной игрушки как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен»
Н. М. Карамзин
Реализуя на практике ФГОС дошкольного образования, мы осуществляем поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса с учетом отечественных педагогических традиций при привлечении материала, направленного на воспитание патриотических качеств. ФГОС предъявляет ряд требований к содержанию образования в ДОУ, одно из них, формировать знания о малой родине и Отечестве.
Публикация «Мини-музей народной игрушки как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
В исследовательских трудах отечественных психологов и педагогов (Л. Пантелеевой, Е. Флёриной, Л. Абрамян, Н. Вершининой и др.) указывается, что период дошкольного детства по своим возрастным характеристикам наиболее сенситивен для воспитания гражданско-патриотических чувств.
Прежде чем сформировать у ребёнка чувство любви к своей Родине, мы организуем воспитательно-образовательный процесс так, чтобы у детей сформировалась эмоционально-положительная привязанность к окружающему его миру, интерес как можно больше узнать об природно-исторических особенностях родного края, города.
Опираясь на свой опыт педагогической работы, создавая условия для патриотического воспитания дошкольников, мы выбрали форму организация работы с детьми в мини-музее.
Создание мини-музея народной игрушки в образовательном пространстве значительно обогатило развивающую среду группы. Выполняя свою педагогическую функцию, мини-музей открыл для детей возможность узнать культуру, историю родного края, для формирования основ патриотического воспитания.
Работа над обучением детей музейному восприятию мира мы начинали с младшими дошкольниками (мини-музей «Курочки-рябы», и продолжили уже в средней возрастной группе. Мы считаем, что только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа, что является прекрасным информативным материалом для воспитания любви к Родине.
Многовековая культура своего народа наиболее доступна детям, так как окружающий мир познается ими через определенные символы образы, в игровых действиях.
Игра, как ведущий метод в работе с младшими дошкольниками, помогла смоделировать в мини-музее различные развивающие ситуации («Как играли с соломенной куклой?», «Волшебная дудочка», «Народные гуляния» и др.). Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям собственный опыт. Затрагиваемые психические процессы (воображения, мышления, речи, способствуют более углубленному освоению истории и культуры своего народа.
Причиной создания мини-музея «Народной игрушки» в нашем детском саду стало то, что народные игрушки как-то незаметно исчезли из жизни наших детей, в основном ребята играют с персонажами иностранных кукол и мультфильмов (куклы Барби, Винкс, Человеки-пауки и др., которые не несут никакой педагогической ценности, а зачастую травмируют психику наших детей.
Мы захотели узнать, какие существуют у нас народные игрушки, как с ними играли, и какое место они занимали в жизни прошлых поколений. Наша работа имеет не только исследовательский и познавательный интерес, но и желание возродить традиции работы дошкольный учреждений с народной игрушкой.
Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далеких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребенка к будущей жизни. В современном детском саду приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России и Кубани, рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.
Игра с народной игрушкой, формирует у детей гражданское сознание, так как в каждом таком предмете (кукле, петушке, лошадке, матрешке и др.) есть история, олицетворяющая самобытность нашего государства. В такой игре, лучше всего решаются педагогические задачи, народная игрушка становится предметов взаимодействия с окружающим миром, игра приобретает свою яркость и насыщенность. При систематической работе по данной теме, подбирая методы и приёмы работы, дети исследуют игрушки по содержанию, видам, материалу и технике исполнения.
Экспонаты нашего мини-музея «Народной игрушки» – это результат совместного труда и творческого поиска педагогов, детей и родителей.
Родители приносили свои экспонаты, игрушки их детства, благодаря чему дети почувствовали свою сопричастность к нашему мини-музею. Из пассивных наблюдателей, дети стали творцами, что отразилось в их бережливом отношении к представленным предметам.
Мы расположили мини-музей в зоне «Центра искусства», группового помещения. На полке для экспонатов, подобраны народные игрушки разной фактуры и материалов (дерево, ткань, солома, керамика, а так же сделанные руками родителей. Дети видят, как творят мастера игрушки, а также узнают историю появления каждой игрушки (тематические книги, альбомы).
Также мы разрабатываем игры и пособия по тематике мини-музея (альбомы «Зарисовки древнего русского быта», «Какие бывают матрешки», по народному декоративному творчеству, игра «Оглянись вокруг» - из чего сделаны предметы и др.)
Принципы работы мини-музея :
1. принцип интерактивности, обогащение опыта детей через личный опыт чувственного восприятия предметов.
Знакомясь с деревянными дудочками, свистульками, пищалями дети узнают, что в древности ими отгоняли «злых духов».
2. принцип мобильности и доступности для детей и родителей. Дошкольники познают окружающий мир чрез всю палитру чувств, для полноты восприятия и запоминания (например, запеленать куклу, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку и др.). К нам в детский сад приезжает с передвижной выставкой наш Армавирский краеведческий музей, но в основном представленные экспонаты недоступны детям, трогать нельзя, а в нашем мини-музее можно и нужно. Дети самостоятельно могут переставлять экспонаты, производить игровые манипуляции с ними, рассматривать. Дети дошкольного возраста усваивают всё прочно и надолго только тогда, когда всё слышат, видят и делают сами.
3. научности и непрерывности разнообразия.
4. партнерства и безопасности.
Кроме того, работа дошкольниками в мини-музее позволила развивать у них способности к эстетическому восприятию предметов народного декоративного искусства, воспитывать уважительное отношение к народной культуре.
Задачи:
- создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая будет способствовать приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной культуре;
- познакомить детей с жизнью и бытом народа нашей страны (жилище, предметы быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами) на примере народной игрушки;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- привлечь к работе родителей воспитанников по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея.
Мероприятия в мини-музее «Народной игрушки» в средней возрастной группе :
1. Знакомство с «Русской матрёшкой», разучивание стихов, загадок о матрёшках, раскрашивание шаблонов матрёшек. Изготовление альбома «Мои любимые матрешки». Досуг «В гостях у Матрёны». Игры с матрешкой способствовали развитию детского творчества в играх, эмоционально воздействуя на них в своём разнообразии и красочности.
2. Знакомство с народной тканевой куклой (закрутки, пеленашки, кувадки и др.).
3. Знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской глиняной игрушкой.
4. Занятия лепкой, рисованием по тематике представленных экспонатов, расписывание плоскостных шаблонов.
5. Рассматривание информативного материала и иллюстраций элементов росписей разных народных игрушек.
6. Сбор экспонатов (совместно с родителями).
7. Беседы, рассказы педагога об истории появления игрушек в конкретном месте нашей страны, чтобы понять их смысл и образ.
8. Использование движущихся экспонатов в сюжетно-ролевых, подвижных народных играх (городецкие каталки, богородские игрушки). Свистульки, дудочки при исполнении народных произведений музыкального оркестра детей.
9. Познавательные игровые ситуации, рассказывающие о том, как трудились и отдыхали наши предки.
10. Просмотр слайдов, презентаций, видеофильмов.
Анализируя положительный опыт работы в мини-музее, мы пришли к выводу: использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, поможет воспитать у младших дошкольников интерес к родным местам, а также положительное отношение к культурному наследию своего народа.
Мы продолжаем интересную, увлекательную деятельность по организации музейного пространства в нашем ДОУ. Экспозиция продолжает пополняться. Нами опробываются различные формы взаимодействия с детьми и родителями, разрабатываются дидактические игры, пособия по тематике мини-музея.
Таким образом, систематическая работа с дошкольниками в мини-музее и грамотная организации образовательного процесса, помогут приобщить детей к истокам народной культуры, сохранению её традиций и воспитания чувства патриотизма.
Список литературы:
1. Берко А. М. ,Космина О. Н. Роль народной игрушки в поцессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL : www.sociosphera.com/. /rol_narodnoj_igrushki_v_processe_vospitaniy.
2. Рыжова Н. А. и другие. Мини-музеи в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с.
Шемина Е. Е. Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края [Электронный ресурс]. URL : https://www.maam.ru/detskijsad/mini-muzei-v-dou-kak-sredstvo-oznakomlenija-detei-s-narodno-prikladnym-iskustvom-rodnogo-kraja.html