Валентина Алексеева
Программа гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Наш край — Уральский регион»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Наш край – Уральский регион» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом результатов анкетирования родителей воспитанников группы, возрастных особенностей детей.
Публикация «Программа гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста „Наш край — Уральский регион“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» отмечен аспект в воспитании подрастающего поколения – низкий уровень этического, гражданско-патриотического развития детей, проблема, связанная с влиянием западной культуры и сети Интернет. В документе говорится о необходимости формирования новой общегосударственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, а также внедрения современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на создание российской гражданской идентичности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом объем обязательной части должен составлять не менее 60% времени, необходимого для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40% общего объема. Программа позволяет определить целевые ориентиры, содержание, средства и условия образования, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в части формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования каждой дошкольной образовательной организации, и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, создана с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (областей) развития детей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально-культурных традиций народов Среднего Урала.
Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей детского сада в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности образовательной организации.
Программа «Наш край – Уральский регион» предназначена для детей 5-7 лет. Реализация Программы рассчитана на 1 год.
Основными компонентами содержания образовательной программы являются : ознакомление с природой и культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природных, географических и т. д.) и этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т. д.).
К рабочей программе разработаны Приложения.
Актуальность программы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Актуальность проблемы связана с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, и определяет два таких основных принципа дошкольного образования, как: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цель программы - воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей дошкольного возраста, разнообразные виды деятельности.
Подход к разработке части, формируемой участниками образовательного процесса.
В разделе ФГОС дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.
Первый этап. Мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов.
Второй этап. Реализация программы.
Заключительный этап. Анализ и корректировка.
Для успешной реализации программы и формированию базовых национальных ценностей воспитанников предусмотрены следующие формы работы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• физкультурные и музыкальные занятия;
• игровая, творческая, проектная деятельность;
• беседы, викторины;
• конкурсы, праздники и развлечения, тематические досуги;
• рассматривание репродукций картин художников;
• прослушивание песен;
• ознакомление с пословицами и поговорками;
• встречи с интересными людьми, ветеранами;
• просмотры видеофильмов, презентаций и их обсуждение;
• самостоятельная деятельность в Центрах;
• создание коллекций;
• экскурсии и походы, целевые прогулки, наблюдения в природе.
Работа с родителями.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Образовательный процесс предполагает вовлеченность семей воспитанников. Старшим членам семьи предоставляется возможность стать участником образовательного процесса в жизнедеятельности дошкольников. В наше время родители имеют много источников для получения информации о воспитании : это педагогическая и психологическая литература, информация с интернета и т. д.
С целью выявления знаний родителей по патриотическому воспитанию, а также повышения заинтересованности в данном вопросе были составлены анкеты.
Родители в ходе анкетирования показали высокий уровень знаний, однако не проявили особого желания знакомить детей с русским героическим эпосом, приобщать к народной культуре. Поэтому информирование, просвещение родителей по этим вопросам – это функция дошкольных учреждений.
Новизна программы заключается в реализации принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования в образовательном процессе. Создание системы социализации ребенка, формирования основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у ребенка от 5 до 7 лет и вовлечения детей дошкольного возраста в процессе познания родного края.
В программе предусматривается поддержка индивидуальности ребенка.
В программе определены основные направления и задачи этнопедагогизации воспитательного процесса в ДОО.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства бесконечной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский