Наталья Силантьева
Краеведческий аспект в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе краеведческого материала.
Ключевые слов: патриотическое воспитание, патриотизм, краеведение, краеведческий аспект, педагогический процесс, дети дошкольного возраста.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В настоящее время наблюдается процесс депатриотизации российского общества. Основные причины данного явления неразрывно связаны с происходящими в обществе процессами, нередко сопровождаемыми негативными явлениями. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи, учреждений образования, культуры на формирование патриотических качеств детей.
Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации духовной сферы личности, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений [8].
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине [1].
В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса [7].
По мнению С. А. Козловой патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. [4]
В патриотическом воспитании дошкольников очень важны возрастные особенности, так как именно дошкольный возраст является «фундаментом» для патриотического воспитания. Специфические особенности выражаются в задачах патриотического воспитания дошкольников, в подборе методов и приемов, в ориентации ребенка на формирование любви к семье, к родственникам, к своей малой родине, а в последующем любви к большой Родине России. Для ребенка дошкольного возраста достаточно далекими являются понятия, связанные с государством, страной, именно поэтому патриотическое воспитание должно основываться на региональных особенностях.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат – растут наркомания, пьянство и детская преступность[4].
Русская история полна замечательных примеров труда, любви к Родине, самоотверженности. Это – наша нравственная основа, наше богатство. Рассказывать детям о славе и подвигах русского народа, о его героических делах и добрых начинаниях – значит заронить в их души первые семена любви к родной земле, к Отечеству. Детям рассказывают о том, что любили и во что верили наши предки-земляки [2].
С какими бы событиями истории не знакомили педагоги детей, главное – довести до детского сознания, что их участники – герои и защитники народа и русской земли – сильные, бесстрашные и высоконравственные личности, посвятившие себя служению людям и чему-то Высшему; вызвать в детях желание чем-то быть похожими; формировать в сознании ребенка высокий образ Человека [2].
Для усиления впечатлений детей в образовательной деятельности нередко используются произведения изобразительного искусства, поэтическое слово, музыка. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, в содержание занятий включаются элементы детской изобразительной и практической продуктивной деятельности, широко используются разнообразные дидактические игры, картинки-загадки, проблемные картинки, кроссворды и др. [2].
Патриотическое воспитание надо начинать с воспитания любви к своей «малой» Родине (русская пословица). К сожалению, не только дети, но зачастую и взрослые не знают историю своего края, а что говорить о России в целом.
Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Как сказал Д. С. Лихачё в: «Любовь к родному краю, знание его природы, истории, культуры – основа, на которой может осуществляться формирование духовности человека и всего общества».[6]
Большая Советская энциклопедия дает, как нам кажется, самое развернутое определение: Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края [3].
А. В. Даринский обосновал, что краеведческий принцип дает возможность строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного — к неизвестному», «от близкого — к далекому», «от малого - к большому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять историю более отдаленных районов. [5]
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек [7].
Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной [7].
В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Воспитатель так организовывает пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.
Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства [8]. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Воспитатель должен с уважением относиться к каждому ребенку и в процессе игр, праздников, интересных занятий формировать чувство любви к родному краю. Современные требования к обучению дошкольников должны обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей в ознакомлении с родным краем. Важнейшие педагогические принципы воспитания – сотворчество детей, родителей, педагогов, опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения (М. Ю. Новицкая)[8]. Поиск конструктивных форм взаимодействия, сотворчества между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомства детей с краем, городом, земляками, используя личностно-ориентированную модель, субъект – субъектную форму общения между детьми и взрослыми.
Процесс ознакомления ребенка с родным краем, с его достопримечательностями, заводами и фабриками, памятниками и скверами – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки, а воспитатель, ориентированный определить педагогические условия воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, признающий патриотическое воспитание в качестве объекта исследования, является его партнером, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно и ненавязчиво руководящий ребенком, становясь посредником между ним и социальной действительностью; создание положительной атмосферы в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения к друг другу [2].
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию [4].
Список литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Айрис-пресс, 2002.
2. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М. : Республика, 1998.
3. Большая советская энциклопедия. – 2-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1956. - Т. 39. - 664 с.
4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990.
5. Краеведение : пособие для учителя. / А. В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В. К. Луканенкова. Под ред. А. В. Даринского. – М. : Просвещение. - 1987. – 158с.
6. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М. : Детская литература, 1989. – 238 с.
7. Мищенко Л. И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста : Дис. канд. пед. наук. - М., 1982. - 208 с.
8. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка – Пресс, 2003.