Наталья Макушкина
Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и с раннего возраста ребёнок должен познавать ее и учиться любить, оберегать, уважать.
Публикация «Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Я поставила перед собой задачу— воспитание у детей интереса к явлениям природы, любовь и бережное отношение к растениям, животным. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей необходимо сформировать начала экологической культуры – осознанного, правильного отношения к явлениям живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, вместе с детьми, участвует в природоохранной деятельности. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Каждое утро дети с удовольствием берут календарь природы и отмечают произошедшие изменения. Обсуждаем с детьми то, что они видели и заметили по дороге в детский сад.
Также прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Начиная со второй младшей группы начинаю их знакомить с территорией детского сада: проводим наблюдения, рассматриваем деревья, растения.
Интеграция образовательных областей в экологическом образовании дошкольников предусматривает, прежде всего комплексные НОД, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. НОД строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности в интересной игровой форме, обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: мы развиваем эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и видеть ее красоту; формирует экологические представления об окружающем. Комплексные занятия с детьми я организовываю на разные темы. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.
Опытом своей работы делюсь с коллегами. Проводила открытое занятие для воспитателей «Царство моего здоровья», где дети показали свои знания и узнали много нового. Выступала с презентацией проекта «Причуды золотой осени», показывала мастер-класс для воспитателей цветы по технике квиллинг.
Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, наблюдений.
С детьми провожу экскурсии в парк, на набережную, где мы наблюдаем за деревьями, за птицами, любуемся красотой природы. Провожу с детьми различные беседы, игры. После таких экскурсий мы делимся впечатлениями, обсуждаем увиденное, дети отражают наблюдения в своих работах, организовываем выставки детских работ. Также мы были в краеведческом музей. Посетили выставку минералов в Минералогическом музее при МГУ, ходили в библиотеку им. Есенина на выставку бабочек. Делая для себя выводы, я понимаю, что дети становятся более доброжелательными, любознательными.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. В детском саду организовываем экологические праздники, где взрослые и дети перевоплощаются в сказочных животных, что помогает воспитанию доброго отношения к братьям нашим меньшим.
В своей работе по экологическому обучению детей я более подробно обращаю внимание игровой деятельности. По ФГОС игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции – от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми для выработки умственных и практических навыков. Однако я имела в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Учитывала ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.
- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
- Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнка можно будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:
1. Ролевые экологические игры (творческие игры).
Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни – посещение зоопарка, цирка, поездка в деревню, экскурсия и так далее. Например: «Зоопарк моей мечты», «Город будущего»… Такие игры помогли детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания.
2. Имитационные экологические игры.
Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности. Например игра «Экологическая пирамидка» помогла детям понять пищевые цепи и они сделали вывод, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных. При организации игр-имитаций я обращала внимание на то, чтобы дети активно участвовали в игре, соблюдали правила.
3. Соревновательные экологические игры.
Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее. Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. Дети после различных викторин стали более раскрепощёнными, даже малоактивные дети с удовольствием соревновались, демонстрируя свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также выполняют практическую деятельность.
4. Игры – путешествия.
Данные игры способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Например, «Путешествие в страну растений», «Экскурсии по городам»… Способствуют экологическому воспитанию : не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания. При подготовке таких мероприятий я заранее оформляю плакат с картой для путешествий по маршрутам, пригласительные билеты для детей, слайды и иллюстрации. Дети приносят семейные фотографии с путешествий. Игры – путешествия позволили дать детям полезные знания и навыки.
5. Дидактические игры.
Эти игры носят разнообразный характер : речевые игры, развивающие, математические. Например, «Чей домик?», «Чей детёныш?», «С какого дерева листок?»… Дидактическая игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. В этих играх я часто использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображениями растений и животных.
Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволили не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети научились правильно относиться к природному окружению.
6. Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, которые напрямую связаны с природой. Мы вместе с детьми сами заготавливаем материал, не причиняя вреда природе, дети учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты. Играя с природным материалом, беседуя с детьми я помогаю им усвоить некоторые свойства материала, понять простейшие физические законы.
В процессе игровой деятельности я формирую у детей умение осознать себя частью мира, формирую и углубляю систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы, как факторах экологического благополучия, обобщаю знания природоохранного характера, формирую основы планетарного экологического сознания, даю понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами.
Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвящённые ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у них любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к её обитателям, формировали добрые чувства.