Папки-передвижки

Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Наталья Макушкина
Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и с раннего возраста ребёнок должен познавать ее и учиться любить, оберегать, уважать.

Публикация «Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Я поставила перед собой задачу— воспитание у детей интереса к явлениям природы, любовь и бережное отношение к растениям, животным. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей необходимо сформировать начала экологической культуры – осознанного, правильного отношения к явлениям живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, вместе с детьми, участвует в природоохранной деятельности. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Каждое утро дети с удовольствием берут календарь природы и отмечают произошедшие изменения. Обсуждаем с детьми то, что они видели и заметили по дороге в детский сад.

Также прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Начиная со второй младшей группы начинаю их знакомить с территорией детского сада: проводим наблюдения, рассматриваем деревья, растения.

Интеграция образовательных областей в экологическом образовании дошкольников предусматривает, прежде всего комплексные НОД, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. НОД строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности в интересной игровой форме, обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: мы развиваем эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и видеть ее красоту; формирует экологические представления об окружающем. Комплексные занятия с детьми я организовываю на разные темы. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.

Опытом своей работы делюсь с коллегами. Проводила открытое занятие для воспитателей «Царство моего здоровья», где дети показали свои знания и узнали много нового. Выступала с презентацией проекта «Причуды золотой осени», показывала мастер-класс для воспитателей цветы по технике квиллинг.

Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, наблюдений.

С детьми провожу экскурсии в парк, на набережную, где мы наблюдаем за деревьями, за птицами, любуемся красотой природы. Провожу с детьми различные беседы, игры. После таких экскурсий мы делимся впечатлениями, обсуждаем увиденное, дети отражают наблюдения в своих работах, организовываем выставки детских работ. Также мы были в краеведческом музей. Посетили выставку минералов в Минералогическом музее при МГУ, ходили в библиотеку им. Есенина на выставку бабочек. Делая для себя выводы, я понимаю, что дети становятся более доброжелательными, любознательными.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. В детском саду организовываем экологические праздники, где взрослые и дети перевоплощаются в сказочных животных, что помогает воспитанию доброго отношения к братьям нашим меньшим.

В своей работе по экологическому обучению детей я более подробно обращаю внимание игровой деятельности. По ФГОС игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции – от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми для выработки умственных и практических навыков. Однако я имела в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Учитывала ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

- Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнка можно будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:

1. Ролевые экологические игры (творческие игры).

Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни – посещение зоопарка, цирка, поездка в деревню, экскурсия и так далее. Например: «Зоопарк моей мечты», «Город будущего»… Такие игры помогли детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания.

2. Имитационные экологические игры.

Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности. Например игра «Экологическая пирамидка» помогла детям понять пищевые цепи и они сделали вывод, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных. При организации игр-имитаций я обращала внимание на то, чтобы дети активно участвовали в игре, соблюдали правила.

3. Соревновательные экологические игры.

Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее. Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. Дети после различных викторин стали более раскрепощёнными, даже малоактивные дети с удовольствием соревновались, демонстрируя свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также выполняют практическую деятельность.

4. Игры – путешествия.

Данные игры способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Например, «Путешествие в страну растений», «Экскурсии по городам»… Способствуют экологическому воспитанию : не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания. При подготовке таких мероприятий я заранее оформляю плакат с картой для путешествий по маршрутам, пригласительные билеты для детей, слайды и иллюстрации. Дети приносят семейные фотографии с путешествий. Игры – путешествия позволили дать детям полезные знания и навыки.

5. Дидактические игры.

Эти игры носят разнообразный характер : речевые игры, развивающие, математические. Например, «Чей домик?», «Чей детёныш?», «С какого дерева листок?»… Дидактическая игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. В этих играх я часто использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображениями растений и животных.

Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволили не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети научились правильно относиться к природному окружению.

6. Игры с природным материалом.

Детям очень нравятся такие игры, которые напрямую связаны с природой. Мы вместе с детьми сами заготавливаем материал, не причиняя вреда природе, дети учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты. Играя с природным материалом, беседуя с детьми я помогаю им усвоить некоторые свойства материала, понять простейшие физические законы.

В процессе игровой деятельности я формирую у детей умение осознать себя частью мира, формирую и углубляю систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы, как факторах экологического благополучия, обобщаю знания природоохранного характера, формирую основы планетарного экологического сознания, даю понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами.

Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвящённые ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у них любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к её обитателям, формировали добрые чувства.

Публикации по теме:

«Бал цветов». Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста«Бал цветов». Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста Цель:расширить и углубить знания детей о садовых, луговых и лекарственных цветах, произрастающих на территории нашего города. Задачи:1. Способствовать.

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Методика экологического образования детей младшего дошкольного возраста Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом.

Интегрированное занятие по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Интегрированное занятие по формированию культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста : «Кукла Катя простудилась».

Интегрированный физкультурно-музыкальный досуг детей для старшего дошкольного возраста «Рыцарский турнир» Задачи: • Создавать у детей радостное бодрое настроение; • Развивать ловкость, силу, выносливость; • Способствовать развитию уважительного.

Интегрированный игровой сеанс для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Весеннее настроение» Цель:максимально способствовать эмоционально положительному взаимодействию родителя с ребёнком,интеллектуальному,личностному развитию детей,их.

Интегрированный подход к экологическому воспитанию детей раннего возраста Подготовил: воспитатель группы раннего возраста И. А. Акимова Интегрированный подход к экологическому воспитанию детей раннего возрастаВ.

Программа дополнительного образования по формированию навыков безопасного поведения для детей 4–5 лет «Берегись бед, пока их нет» Пояснительная записка Безопасность ребенка – главное, о чем переживают родители. Малыш по своим физиологическим.

Семинар для педагогов «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» «Речь вести – не лапти плести» - гласит народная мудрость Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие.

Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста основ экологического образования Основной целью экологического образования детей дошкольного возраста - является формирование начал экологической культуры. Решить эту задачу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 августа 2015 в 20:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Макушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД