Ирина Хаткова
Ознакомление с городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хаткова Ирина Мугдиновна
Старший воспитатель МБДОУ № 20
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 20»
«Родина для человека-самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается всё чаще и чаще. Её актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными.
Публикация «Ознакомление с городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В ДОУ определена следующая задача: «Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Чтобы пробудить у подрастающего поколения интерес к стране, родному краю, необходимо начинать патриотическое воспитание с раннего детства».
Республика Адыгея, как и Россия в целом многонациональна.
Воспитание уважения и самоуважения позволит с дошкольного детства уважительно относиться к другим нациям, культурам к себе.
Цель нашей работы в ДОУ: создание поликультурного пространства как среды становления социокультурной идентификации и толерантности в детско-взрослом сообществе.
Задачи:
1. Создать поликультурное пространство дошкольного образовательного учреждения как среды воспитания социокультурной идентификации и толерантности детей и взрослых.
2. Разработать содержание поликультурного образования на основе интеграции ценностей различных культур (традиций, обычаев, правил этикета, художественных образов, культуры и истории (художественных образов и исторических фактов, языков (русского и адыгейского).
3. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города, воспитание привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
4. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за особенностями сезонных изменений, погодными явлениями, поведением, насекомых, птиц, растений. Эти наблюдения связаны с бытом, трудом человека, его жизнедеятельностью.
5. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народного промысла.
6. Показать глубокий нравственный смысл сказок, устного народного творчества их поэтичность, отражение в них национального характера. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка.
7. Развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через народные игры.
Мы предлагаем следующую систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
семья
детский сад
улица
посёлок, город
республика (её столица)
страна (её столица, символика)
права и обязанности
Формы нравственно-патриотического воспитания
Для ознакомления детей с культурой и бытом адыгского народа созданы все условия: в группах уголки с предметами быта, культуры, литературой, альбомом по ознакомлению с природой родного края, города и т. д., организован национальный мини музей в котором проходят занятия, знакомятся с предметами быта, культуры.
Технология приобщения дошкольников к народным традициям строятся на основе следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная) при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную; использование взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок-родитель» так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, я считаю данную проблему актуальной для детей ДОУ. Поэтому мы проводим с детьми целый ряд различных мероприятий;
- посещение мини-музея детского сада
- посещение национального музея РА
- участие в театрализованной деятельности
- сюжетно-ролевые, дидактические игры
- составление творческих рассказов, заучивание стихов, песен
- художественно - продуктивная деятельность
- экскурсии и целевые прогулки к достопримечательностям города.
Хорошим начинанием является открытие мини-музея в нашем ДОУ. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству наших родителей. Совместно с ними подобран этнический, информационный материал, оформлялись дидактические игры. Дети были привлечены к работе совместно с родителями. Результатом всей работы можно считать, что практический каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода, рассказать много интересного гостям, посетителям мини - музея.
Мы ставим перед собой задачу способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Вся наша работа строится на взаимном доверии и желании ребенка. Ведь каждый ребенок – это бутон, и в какой цветок он превратится будет зависеть от нас.