Наталья Феничева
Игры-ситуации по теме патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА – СИТУАЦИЯ «Хотим быть смелыми».
Программное содержание:
воспитывать патриотические чувства; вызывать эмоциональный отклик на героические интонации; развивать чувство ритма, навыки ясной и четкой артикуляции; объединять детей в коллективной игре-соревновании.
Материалы:
Публикация «Игры-ситуации по теме патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
репродукции и фотографии для военного музея; макеты военной техники; костюмы и элементы костюмов для игры в военных; атрибуты для игры-соревнования.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: музыка, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям пойти в «военный музей» (уголок игровой комнаты). Там выставлены репродукции, фотографии, изображающие воинов и войну, макеты военной техники. Воспитатель сообщает детям, что солдаты воевали, защищая людей от врагов. Спрашивает у ребят: «Какими должны быть солдаты, чтобы победить неприятеля?» Дети называют качества, которыми должны обладать солдаты: храбрые, смелые, сильные, выносливые. Воспитатель предлагает сыграть в военную игру.
Военная игра
Вот идут солдаты на парад!
Друг за другом, строй за строем на парад!
Веселей шагай, песню запевай,
Шагом марш, смелее, и не отставай! (Шагают друг за другом.)
Если вдруг засада – не робей!
Силы для победы не жалей!
Видишь, кто-то там прячется в кустах?
Может это затаился хитрый враг! (Присели на корточки насторожились.)
Выступаем смело, в бой идем,
Командир умелый нас ведет.
Ну-ка все вперед, нас труба зовет,
Песню боевую наш отряд поет! (Поднимаются и решительно идут.)
Затем воспитатель предлагает детям инсценировать стихи, которые они заранее выучили. Дети надевают элементы костюмов, выходят и читают стихи:
Моряк
Я – моряк отважный, смелый, боевой,
Подружиться можно каждому со мной,
У меня на шапке – ленты, якоря,
Все моря проплавал, с ветром спорил я.
Солдат
Не страшна мне вьюга, стужа нипочем,
За отчизну нашу смело в бой идем.
А когда, ребята, конец придет войне,
Мы пройдем парадом по родной Москве
Командир (воспитатель). Моряки и солдаты, шагом марш, за мной! (Дети идут маршем за воспитателем. Проходят по кругу, затем останавливаются и слушают команды). Объявляю соревнование. Две команды – моряков и солдат – должны выполнить задание – перебраться через болото. Чья команда выполнит задание быстрее, та самая дружная.
Дети соревнуются, и победившая команда делает почетный круг.
ИГРА – СИТУАЦИЯ «Защитим слабого»
Программное содержание:
Развивать исполнительские навыки в этюдах и играх; предоставлять возможность выбора роли; учить выразительному движению в разминках.
Материалы:
Киска, щенок, утенок (игрушки).
Связь с другими занятиями и видами деятельности: развитие речи, музыка.
Ход игры
Воспитатель показывает детям место, куда спряталась киска – в самый уголок. Видно, что она кого-то боится. Вот на коврике сидит щенок. Он большой, но еще совсем глупый. Наверно, это он напугал киску. Как защитить киску? (Дети предлагают свои варианты: объяснить щенку, что так делать нехорошо; подружить щенка и киску и т. д.) Воспитатель проводит этюды на эмоциональную выразительность.
Этюды «Как котик, щенок и утенок подружились».
Роли: киска, щенок, утенок (дети).
Этюд 1. Котик просыпается, умывается лапкой и выходит на прогулку.
Этюд 2. Котик видит щенка и радостно бежит к нему.
Этюд 3. Щенок обнюхивает котика и грозно лает на него.
Этюд 4. Котик забивается в уголок и дрожит от страха.
Этюд 5. Утенок подходит к щенку и собирается ущипнуть его.
Этюд 6. Щенок просит прощения у котика.
Этюд 7. Утенок ласково предлагает котику выйти из укрытия и не бояться щенка.
Затем воспитатель вовлекает детей в игру.
ИГРА «Надо подружиться».
Однажды киска вечерком
Гулять пойти решила,
Когда щенок узнал о том,
Помчал, что было силы. (Дети идут по кругу, киска гуляет в центре круга.)
Он к бедной киске подбежал,
Залаял и запрыгал,
Забилась киска в уголок,
Заплакав от обиды. (Щенок подбегает к киске и прогоняет ее.)
Утенок это увидал,
Решил помочь он горю.
Щенку он долго объяснял,
Что ссориться не стоит. (Утенок грозит щенку.)
Соседи дружно жить должны,
И каждый это знает:
От глупых ссор и от вражды
Нам лучше не бывает. (Герои берутся за руки и пляшут в хороводе.)
Воспитатель обращает внимание на то, что во дворе много мусора, и предлагает героям заняться уборкой, а детям – помочь им, тогда и ссор не будет. Под веселую музыку дети выполняют двигательную разминку «Уборка»: берут воображаемые веники и подметают.
ИГРА – СИТУАЦИЯ «Народные гулянья»
Программное содержание:
Вовлекать детей в эмоциональную ситуацию, приобщать к русским народным традициям; учить драматизации знакомых литературных произведений; развивать двигательные навыки.
Материалы:
Декорации русской избы, русские костюмы для Анисьи и детей, настоящие блины.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: художественная литература, развитие речи, музыка.
Ход игры
Комната убрана в деревенском (русском) стиле. Анисья (воспитатель) приглашает гостей на праздник Масленицы, на народное гулянье.
Анисья. Приглашаю вас, ребята, на широкий двор, на Масленицу. Блинов отведать, о том, о сем побеседовать. Расскажите, гости, издалека едите?
Дети. Издалека.
Анисья. Что видали, где бывали?
Дети инсценируют русские народные песенки.
Дети.
В хороводе
В хороводе были мы,
Кого надо видели,
Видели, видели,
Видели, видели.
Сокола – молодчика,
Сокола – молодчика
Видели, видели,
Видели, видели. (Дети идут в хороводе, останавливаются напротив «сокола».)
Встань, молодчик, подбодрись,
Кому хочешь, поклонись.
Поклонись, поклонись,
Поклонись, поклонись. («Сокол» ходит по кругу, выбирает себе пару и кланяется.)
Сокол – молодчик.
Уж ты месяц
Уж ты месяц, крутые рога,
Уж ты солнышко ясное!
Как у солнышка лучики горят,
Так у Танюшки косыньки висят. (Сокол и Танюшка пляшут.)
Анисья. А вот пришли котятки – малые ребятки.
Ваня.
Котятки, котятки, малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
Котятки. Мы все подрастем за мышами пойдем.
Дедушка Кот.
Один дедушка кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать.
Котятки. Нас с добром поджидать.
Анисья. У меня есть вязаные пальчики. На каждом – глазки. Давайте слушать сказки.
Пальчиковая гимнастика.
Вот какие пальчики, посмотри,
Пляшут наши пальчики, раз-два-три! (Дети сгибают и разгибают пальчики.)
Положу оладушки на ладонь. («Пекут» оладушки.)
Заиграет звонко моя гармонь. (Имитируют игру на гармошке.)
Анисья. Гости, наскучила вам зима?
1-й ребенок Наскучила, надоела,
Всю соломушку поела.
2-й ребенок Коровушки ревут: «Му-у-у!»
Лошадки просят: «И-го-го!»
3-й ребенок Уходи, зима, со двора!
Приходи весна!
Анисья.
Талый снежок
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать.
4-й ребенок
Мороз
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу увози с собой.
5-й ребенок
Уж мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки - самокаточки,
Да с горы-то – ух!
В снег пушистый – бух.
6-й ребенок
Уж мы с горочки покатаемся
И с друзьями мы наиграемся!
Анисья и дети под веселую музыку «катаются на саночках».
На саночках
Саночки проворные по снегу летят,
Словно вдаль далекую унести хотят,
Мы на санках мчимся, ветра не боимся,
И спешит за нами снежинок хоровод,
Длинной чередою мы летим стрелою,
Сани-самокаты все летят вперед.
Анисья.
Масленица пришла – отворяй ворота!
С блинами, с салом – кому чего мало?
Блины – хороши, с маслом, с вареньем,
Подходите, попробуйте наше угощенье!
Анисья угощает всех блинами.