Оксана Файласова
Консультация «Художественные произведения как средство нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать
«Художественные произведения как средство нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ»
Актуальность. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей, заложенной в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Также одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Публикация «Консультация „Художественные произведения как средство нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Работая в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи мы заметили, что дети, не имеющие проблем в речевом развитии могут игнорировать детей с речевыми нарушениями (не брать в игру, не общаться) или высмеивать их речь.
Именно поэтому мы посчитали необходимым выбрать приоритетным средством формирования нравственных ценностей ознакомление детей с художественными произведениями нравственного содержания. Они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, стать толерантнее, добрее, честнее.
Целью нашей работы стало: создать условия для нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ на основе ознакомления с художественными произведениями.
Задачи:
1. Формировать понимание нравственного смысла художественных произведений.
2. Развивать способность отличать хорошее от плохого в художественных произведениях и в жизни.
3. Воспитывать умение делать нравственный выбор.
Система работы по данной теме включает следующие направления:
-развитие предметно-развивающей среда
-работа с детьми
-работа с семьей.
Работа с детьми по нравственному воспитанию строилась на основе перспективного плана, с учетом тематической недели.
В течение года было организовано чтение художественной литературы с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев.
Каждую неделю проводили театрализованную деятельность: игры - драматизации, где решались разные задачи нравственного воспитания посредством использования ситуаций общения на основе художественных произведений.
Подобраны дидактические игры: «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», «Отгадай сказки по иллюстрациям», мнемотаблицы по сказкам.
Читая детям художественную литературу, мы учим их передавать эмоции, чувства, действия персонажей, расширяем кругозор и активизируем речь. Чтение художественных произведений сопровождаем показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций помогает понять смысл произведения. Подбор книг с качеством печати, иллюстраций, доступностью языка, образов позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует лучшему запоминанию текста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
С целью установления преемственных связей с семьями воспитанников, для обеспечения единства воспитания нравственной культуры, использовались следующие формы работы:
-консультации на темы : «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние стиля общения в семье на воспитание ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;
-выставки книг с комментариями по нравственному аспекту поступков героев;
-памятки с рекомендациями по просмотру мультфильмов, сказок;
-творческий конкурс «Придумываем сказки сами». Из придуманных детьми и родителями сказок мы составили хрестоматию «Наши сказки».
В группе обогатили развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию нравственных качеств.
1. Особое значение отвели центру книги, где оборудовали библиотеку, в которой представлены сказки, рассказы, иллюстрации нравственного содержания.
2. Изготовили макеты леса, избы, для обыгрывания детьми сказок «Маша и медведь», «Три поросенка» и др.
3. Пополнили центр театра пальчиковым, настольным, кукольным театрами. Дети обыгрывают прочитанные произведения, реализуя свои творческие замыслы.
Наша работа способствовала тому, что микроклимат в группе значительно улучшился, дети стали разрешать конфликты, не прибегая к физической силе, предлагают свою помощь в различных ситуациях, не смеются над речевыми проблемами товарищей и др.