Приложение МААМ

Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Анна Новицкая
Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литературными произведениями вызывает у детей интерес, воспитывает любовь к родному языку. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в ней даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения морально-этических норм. Подробный анализ и правильная оценка делают литературу основой духовного и нравственного развития личности. Кроме того, сам процесс художественно-речевой деятельности является важным средством нравственного развития и воспитания детей, так как такая деятельность предполагает умение договориться между собой, оказать помощь друг другу, уступить в чем-то.

Публикация «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их поступками, оценивают их. «На каждое произведение, - писал К. Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или иную сторону жизни».

К примеру, в коридорах Павлышской школы на стенах не было свободного места – стены были оформлены выдержками из книг великих людей. Это были слова о маме, смысле жизни, чести, труде, умные, серьезные, но и не прямолинейные мысли. Они не читали нотаций, но и в то же время воспитывали.

Художественная литература является важным средством познания детьми окружающего мира, помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка. Также дети получают представление об изобразительных средствах народного языка.

«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», - писал К. Д. Ушинский.

А. В. Запорожец, писал: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие».

С младенчества ребенок начинает знакомиться с произведениями русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

С. И. Ожегов определяет сказку как повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

К. Д. Ушинский был о сказках высокого мнения, включал их в свои книги "Детский мир" и "Родное слово", считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Он писал о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Высоко оценивал роль фольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения и Л. Н. Толстой. «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем», говорил он.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.

В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Да и сам народ в пословицах выражал свое отношение к сказкам : «Сказка - складка, послушать сладко», «Кашу кушай, а сказку слушай : умом-разумом смекай, да на ус мотай», «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся». А пословица, как известно, не даром молвится!

О сказке писал и А. С. Пушкин: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно намек, а не обучение путем запретов, ограничений, наказаний. Понятие «намек» подразумевает возможность индивидуального осмысления содержания сказки, ее «нравственного урока».

К. И. Чуковский писал, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные образы в своих играх, разговорах, что следует использование тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов.

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, увлекают своим содержанием, художественной формой, оставляя при этом простор воображению.

Сказка - один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Сказочные образы витают над нами от исторических времён до современности, века новых открытий и технологий. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, объединения себя с персонажем. Посредством ненавязчивых образцов сказка предлагает ребенку выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веру в себя.

Ребенок всегда отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И. В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывали в своих работах О. И. Соловьева, В. М. Федяевская, Н. С. Карпинская, Л. М. Гурович и др. Ими разработано несколько критериев:

- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л. М. Гурович, В. И. Логинова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, С. В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Они отмечали, что ставить перед детьми слишком много вопросов нецелесообразно, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Они призваны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках.

Вывод. Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.

Ребята получают представление о чувстве справедливости, взаимопомощи, а также об отрицательных чертах характера.

Однако в практике использования художественной литературы с целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста нет системы, что послужило основанием для организации и проведения экпериментальной работы в этой области.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.

Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Актуальность опыта работы «Сказка как средство нравственного воспитания детей» Актуальность опыта Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания За последние несколько десятилетий мы утратили народные традиции, а вместе с ним и духовные ценности нашего общества. Результаты не заставили.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста «Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается.

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2019 в 12:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Новицкая (УИ 1745167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД