Лиана Копылова
Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные проблемы, и вопрос воспитания детей в семье в широком смысле этого слова незаметно отошёл на второй план. Главное - одеть, накормить и выучить ребёнка. В большей степени современные родители делают акцент на развитие его интеллектуальных способностей и талантов, и порой за внешним благополучием умного, эрудированного и всесторонне развитого ребенка скрывается холодное сердце, безразличие, неспособность к сочувствию, сопереживанию и восприятию чужой боли.
Публикация «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Одной из главных задач дошкольного образования является воспитание самостоятельного, инициативного, активного гражданина с четко выраженной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. В качестве одной из составляющих данного процесса принято считать нравственное воспитание дошкольников.
«Особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигать возникает у ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому столь важно для целенаправленного воспитания у дошкольника доброжела-тельного, отзывчивого, заботливого, т. е. душевного отношения к окружающим людям, приобщить его к непреходящим общечеловеческим ценностям, заложить фундамент духовно-нравственного здоровья»
В соответствии задачами, поставленными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при реализации образовательной программы необходимо объединить обучение и воспитание «. в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя задачу формирование у детей «представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Таким образом, в основе системы культурных ценностей детей дошкольного возраста лежит национальная культура и народные традиции. Фольклор, народные праздники, игры, сказки отражают особенности восприятия культуры, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыт бережного отношения к традициям.
«Решая задачи духовно-нравственного воспитания, необходимо использовать разнообразные средства воздействия на внутренний мир ребенка, отдавая приоритет тем из них, которые затрагивают эмоциональные струны малыша». Поэтому деятельность, которая организуется педагогами, должна быть интересной, мотивированной, привлекательной.
Есть два решения данной проблемы: «первое — решение определённой части образовательных задач в игре и второе — реализация комплексно-тематического принципа, который задаёт смыслы деятельности через подготовку, организацию и проведение событий, мероприятий, занятий. Кроме того, «откровенная заинтересованность ребёнка, его вовлечённость, любознательность и инициативность — вот очевидные показатели того, что идёт процесс развития, а не просто «натаскивание» на определённые знания». Таким образом, для организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, педагогу необходимо построить свою работу так, что бы усвоение образовательного материала шло в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий, то есть образовательный процесс был мотивированным.