Юлия Максимова-Гладышева
Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание – очень значимая проблема на сегодняшний день. В связи с изменениями в нашей стране материальные ценности стали преобладать над духовными, и мы часто сталкиваемся с картинами детской жестокости, агрессии по отношению друг к другу, к близким людям. Наши дети не могут выстроить тёплые дружеские отношения между собой, договориться о совместных действиях как в игре, так и в быту. Под влиянием телевидения у подрастающего поколения искажены понятия о нравственных качествах : доброте, терпимости, милосердии, справедливости. Но как бы не менялось наше общество, воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному краю, развитие добрых чувств к своим близким должны оставаться неизменными. настоящее и будущее нашего современного общества и государства должны определяться духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием культурного наследия, традиций. Актуальность значимости нравственного воспитания озвучена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Публикация «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Почему мы начинаем нравственное воспитание именно в дошкольном возрасте? Потому что он наиболее чувствителен для воспитания нравственных правил и норм, способности сопереживать и откликаться на чужую боль. И только в этот период мы должны успеть наполнить душу ребёнка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте в сознание детей закладываются такие понятия как любовь к Родине, доброжелательность, уважение к окружающим, бережное отношение к труду людей, желание помогать им.
Художественная литература, как источник знаний и нравственно-эстетических норм считается во все времена основным компонентом в воспитании и формировании полноценной личности. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких понятиях как добро, справедливость, честь, совесть, смелость, долг, сострадание, сочувствие.
Художественное слово становится действенным средством воспитания моральных качеств личности. Оно имеет воздействие на чувства и поступки ребёнка. Художественное слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает разобраться в человеческих взаимоотношениях, познакомиться с нормами поведения и моральными качествами человека. Художественная литература расширяет кругозор, обогащает жизненный и нравственный опыт, восполняет недостаток общения. Эти произведения, задевая душу ребёнка, зарождают в ней чувство сочувствия; научившись сопереживать, дети начинают замечать настроение близких, появляется способность проявлять заботу и доброту, протестовать против несправедливости.
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она способствует решению не только образовательных, но и воспитательных задач. Чтение книг формирует нравственные представления, воспитывает чувства и эмоции дошкольников, что является очень важным в наше время.