Селезнева Альбина Фархуллаевна
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально – нравственных требований, приучению к их выполнению
Слайд 2
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Слайд 3
Для решения данной проблемы была выбрана тема работы по самообразованию:
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Сказка как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в виде проектной деятельности. Именно сказка рассматривается как одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сказка отвечает природе ребёнка; близка его мышлению, представлению.
В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственным чертами; в них получают блестящие образцы нравственности и морали.
Слайд 4 Творческое название проекта «Сказка ложь, да в ней намёк»
Слайд 5 Задачи вы видите на экране.
Слайд 6
Участниками проекта являются: дети средней группы, воспитатели, родители
Продолжительность: 1 учебный год, долгосрочный
Слайд 7
Во время проведения подготовительного этапа была изучена методическая литература. Проведена диагностика детей по методу Калининой Р. М. для того, чтобы выявить представление детей о нравственных качествах: доброте, милосердии.
Слайд 8
Сформировав методический банк, приступила к основной части работы.
Слайд 9
Для ознакомления воспитанников с русскими народными сказками использую чтение. Сказки, которые невелики по объёму, рассказываю детям наизусть.
А также некоторые дети с удовольствием рассказывают сказки, которые читали дома с родителями.
При знакомстве со сказками отметили такие нравственные качества
• Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
• Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказке «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»
• Хитрость и изворотливость высмеивается в сказке «Лиса и журавль»
• Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Хаврошечка», «Мороз Иванович»
• Мудрость восхваляется в сказке «Мужик и медведь»
• Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаиваться, стараться найти выход из сложной ситуации.
Важно понять основные идеи сказки, то есть, то что с помощью её нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.
Слайд 10
После прочтения или рассказывания сказки проводила с детьми беседу, задавала вопросы.
И эти вопросы мне хотелось бы задать вам, уважаемые коллеги.
И сравнить ваши ответы, с ответами детей.
Например: Сказка «Репка».
О чём эта сказка? (О том, как вместе дружно вытянули репку).
Почему герои тянули эту репку? (помогали деду)
Зачем один герой нужен был другому? (чтобы сильнее и быстрее вытянуть репку).
Чему она учит? (Дружбе, взаимопощи).
В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?
Ответы детей: во время прогулки чистили снег зимой, вместе строили горку и т. д.
Слайд 11
Провожу этические беседы, связанные со сказочными образами, героями, понятными детям.
Например: «А может ли злой герой сказки, стать добрым?»
Два волшебных домика помогают перевоплотить отрицательных героев в положительных. Достаю из домика по одному отрицательному персонажу.
Например: Баба Яга, какая? (злая, вредная)
А можно ли её изменить? Кем бы она стала в добром домике?
Баба яга может выучиться на врача,
Почему? потому что она знает много лекарственных растений а ступа станет машиной скорой помощи.
Беседуем по каждому отрицательному персонажу. Перекладываем их в домик добра. Вывод: у нас добро победило зло, наши отрицательные герои стали добрыми и нужными.
Слайд 12
Собрала дидактический материал по сказкам, оформила в виде книжки «Лэпбук»
Слайд 13 Для закрепления знаний провела викторину между командами по сказкам. Дети называли сказку, и охарактеризовывали действия героев по эпизодическим картинкам, по словам повторам; составляли пары, соотносили волшебный предмет с героем сказки и т. д.
Учила детей слушать товарища, работать в команде, уметь уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Слайд 14
Один из любимых видов деятельности детей – является художественная деятельность.
• лепка персонажей: Лиса и волк
• аппликация: Лиса и заяц
• рисование: Три поросёнка
• Конструирование: Три медведя и т. д.
Слайд 15
По инициативе детей создали книгу «Угадай сказку», в которой были вложены рисунки детей по сказкам. В дальнейшем подарили детям старшей группе «Василёк».
Слайд 16
В своей работе над формированием нравственных качеств использовала театрализованную деятельность, так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных навыков поведения.
Инсценировали сказки:
• Сказка «Три поросёнка», «Лиса и заяц»
Слайд 17
Для малышей показали театрализованное представление сказку «Теремок»
Слайд 18
Дети проявили свои способности в знаниях сказок в библиотеке, участвуя в сюжете сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Помогли Алёнушке найти братца, затерявшегося в сказках.
Слайд 19
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда: имеется «Центр книги» с красочными сказками, альбомы для рассматривания;
«Центр развития речи» с пальчиковым, настольным, плоскостным на фланелеграфе театром, уголок ряженья с элементами костюмов и масками. Всё это находится в доступном для детей месте.
Слайд 20 Была проведена НОД «Что такое дружба» для педагогов.
Цель: Расширять представление детей о дружбе. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
В дальнейшем предоставлено родителям в электронном виде.
Слайд 21
Без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по нравственному воспитанию.
• Ежемесячно оформляется стендовая информация
Совместно с участием родителей и детей была организована выставка рисунков детей «Любимые сказки». День открытых дверей.
Слайд 22
Родители помогли в изготовлении театров
Сказки «Лиса и заяц», «Репка»
Слайд 23 Сказки «Гуси-лебеди», «Три поросёнка»
Слайд 24 Сказка «Теремок» и др.
Слайд 25
Промежуточный анализ проведённой работы показывает, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дают положительные результаты:
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
В заключительном этапе нашего проекта мы планируем приготовить с детьми сказку «Заюшкина избушка» и показать её родителям.