Ирина Борисова
Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Народные игры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»
«Народная игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народную игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной игры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Воспитание на основе народных игр формирует взаимоотношения человека с миром природы.
Ни для кого не секрет, что народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность дошкольника. Поэтому народные игры необходимо использовать, во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью своего народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе.
Цель: Формировать начально представление у детей о народной игре, истории русского и бурятского народа.
Задачи:
Формировать у детей основы духовно-нравственных традиций, культуры, уклада жизни русского и бурятского народа.
Использовать все виды фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);
Расширять представления детей о народных праздниках, включая народные игры
Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Классификация народных игр
Игры детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.
В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами.
В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причё м все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.
Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.).
Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. (Орнаментальные - это хороводные игры сопровождающиеся текстом).
Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.
Педагогам детского сада необходимо использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях также используются народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т. д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры : «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч». Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.
Для младшего возраста можно выбрать наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, можно развивать интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (познакомить с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми. На Новый год можно провести следующие игры - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь» Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые».
Таким образом, народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре, являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества. Народные игры не должны быть забыты.
Они дадут положительные результаты, тогда когда исполнять свое главное назначение – доставить детям удовольствие и радость, они будут учебным занятием. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры».