Лучший педагог года

Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников»

Ирина Борисова
Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

«Народные игры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

«Народная игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В. А. Сухомлинский.

Публикация «Консультация „Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Народную игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной игры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Воспитание на основе народных игр формирует взаимоотношения человека с миром природы.

Ни для кого не секрет, что народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность дошкольника. Поэтому народные игры необходимо использовать, во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью своего народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе.

Цель: Формировать начально представление у детей о народной игре, истории русского и бурятского народа.

Задачи:

Формировать у детей основы духовно-нравственных традиций, культуры, уклада жизни русского и бурятского народа.

Использовать все виды фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);

Расширять представления детей о народных праздниках, включая народные игры

Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

Классификация народных игр

Игры детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами.

В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причё м все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.

Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.).

Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. (Орнаментальные - это хороводные игры сопровождающиеся текстом).

Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Педагогам детского сада необходимо использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях также используются народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т. д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры : «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч». Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.

Для младшего возраста можно выбрать наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, можно развивать интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (познакомить с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми. На Новый год можно провести следующие игры - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь» Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые».

Таким образом, народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре, являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества. Народные игры не должны быть забыты.

Они дадут положительные результаты, тогда когда исполнять свое главное назначение – доставить детям удовольствие и радость, они будут учебным занятием. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры».

Публикации по теме:

Консультация «Музыка, как средство нравственного воспитания дошкольников» Обобщение педагогического опыта Тема: "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников" Одна из самых актуальных и «больших» проблем,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.

Театральная деятельность как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Введите.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в детском саду МАДОУ детский сад «Шатлык» с. Ташбулатово Народные праздники как средство физического, нравственного и эстетического воспитания в.

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека,.

Татарские народные подвижные игры в рамках духовно нравственного воспитания старших дошкольников КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ТАТАРСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР Подготовила: Инструктор по физической культуре Орел Мария Витальевна Продаём горшки (Чулмакуены).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 08:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Борисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД