Мишина Екатерина
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Не бойся сказок, бойся лжи.
Сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. В младшем возрасте детям нравятся простые русские народные сказки с незамысловатыми сюжетами. Детям 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто представляют себя в виде животных, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет на себя» роли человеческих персонажей: идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В своей работе я использую следующие формы работы со сказкой : Чтение; Слушание; Беседа; Инсценировка; Сочинение новых сказок; Иллюстрирование; Сказка – переделки; Изготовление атрибутов к инсценировкам; Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы, игровые задания, дидактические игры. Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу, или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой, мы этот приём называем «сказочный винегрет». Например: берем всем известную сказку «Колобок» и добавляем в неё нового героя – внучку. Задача детей: рассказать сказку с новым героем. Можно добавить неодушевлённый предмет, например: ковер-самолет.
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2019
Хочу предложить вашему вниманию ещё один приём работы со сказкой – игру «Сказочные карты». Карты я изготавливаю с использованием картинок сказочных героев из детских книг, журналов, раскрасок и др. Детям раздаются на выбор 3-4 карты, на которых изображены сказочные герои, с помощью которых, дети сочиняют свои сказки. Используя этот приём, можно развить у детей фантазию, мышление, память, терпение, а так же воспитывать трудолюбие, доброту, уважение к близким, сострадание, милосердие и др. А так же он содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Еще одна из форм работы со сказкой – дидактические игры. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В своей работе я использую игры: «Будьте внимательны и найдите ошибки», «Кто лишний», «Из какой сказки фраза?», «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам, «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку по предмету», «Угадай, кто идет» ( развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев,«Угадайте по губам, какого героя сказки я назову» и другие. Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и т. д. С этой целью мы вместе с детьми выпускной группы придумали и оформили «Сказки про детский сад», которые помогут малышам легче справиться с адаптацией, сформировать у них положительную установку на детский сад. Я вижу свою задачу как педагога и в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, в эпоху слома культур. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.