Елена Листишенкова
Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.
Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок» пгт Каменка Каменского муниципального района Воронежской области.
Публикация «Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание детей – один из важнейших вопросов человечества, который имеет непосредственную связь с его эволюцией. Все родители хотят, чтобы их дети получили представление о нормах морали и правильного поведения в обществе. На этом пути и может помочь религиозное воспитание, осуществляемое на основе мудрости той конфессии, которая принята в семье ребёнка. Это и будет залогом правильного формирования духовной жизни малыша. Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Поэтому в нашем детском саду проводится целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.
Самое первое, самое главное, что необходимо понять и принять каждому воспитателю, это – основное положение христианской педагогики: истинная нравственность невозможна без религиозной основы. Больше того, истинная нравственность невозможна без помощи Церкви. Без помощи св. Таинств церковных невозможно дать прочное истинное духовно- нравственное воспитание ребенку.
В нашем детском саду в области духовно-нравственного воспитания дошкольников решаются следующие задачи.
1. Воспитание нравственных и эстетических чувств.
Основы нравственно – эстетической воспитанности закладываются в дошкольном возрасте, когда происходит формирование этических представлений и моральных чувств, ребенок усваивает основные правила взаимоотношений между людьми, нравственные нормы. Это дает основание рассматривать возрастные особенности детей 5-7 лет (острота восприятия, яркость воображения, впечатлительность) как предпосылку формирования нравственно – эстетических качеств в процессе воспитания. В процессе сложного познания мира сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла.
2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
-к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
-к культурному наследию своего народа;
-к природе родного края.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
3. Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту.
Поставленные задачи мы реализуем через следующие формы воспитательно-образовательного процесса : непосредственная образовательная деятельность, педагогические проекты, мастер-классы, творческие объединения педагогов, кружковая деятельность, досуги, развлечения, экскурсии, конкурсы, выставки.
Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены православные уголки для детей.
Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой : «Узнай и назови икону», «Раскрась Пасхальное яичко», «Укрась ёлку к Рождеству», «Назови праздники», «Мой ангел», «Собери храм».
Опыт нашей работы показал, что необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду.
Мы стараемся регулярно проводить с родителями тематические встречи, беседы, консультации; праздники и развлечения с приглашением родителей и священнослужителей: «Светлое Христово Воскресение», «Троица», «Покров Пресвятой Богородицы», «Вербное воскресение», «Семейные посиделки на масленицу»
Родители совместно с детьми активно принимают участие в выставках фотографий, поделок, рисунков «Пасхальный благовест», «Рождество Христово».
Для родителей мы предлагаем памятки-консультации по темам: «Правила поведения в храме», «Православные праздники зимой», «Советы православных педагогов», «Духовное воспитание ребенка», «Великие православные праздники», «Родительские заповеди», «Беседы о Боге», «О вреде телевизора».
Духовным наставником нашего дошкольного учреждения является настоятель храма Казанской Пресвятой Богородицы иерей Сергий Папин. Отец Сергий встречается с родителями и детьми на праздниках в ДОУ и в храме. Педагоги регулярно организовывают посещения детьми храма Казанской Пресвятой Богородицы, где вместе с родителями приобщают детей к участию в таинствах Церкви. Во время посещения Храма дети проявляют активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривают иконы, узнают о православной церкви, христианском образе жизни, причащаются.
Подводя итог нашему выступлению, хотелось бы отметить, что наши труды в духовно – нравственном воспитании детей не проходят даром и дают свои «плоды». Мы видим, что дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей. И родители, в свою очередь, стали проявлять интерес к духовно-нравственному становлению личности ребёнка и активно участвовать в православном воспитании детей.
У наших воспитанников возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов, увеличился интерес к желанию подражать благим образцам, бережному отношению к иконам, реликвиям. Ребята имеют знания о народной культуре, родном крае, общечеловеческих основах быта русского человека, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других детей, проявляют отзывчивость.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше сочетается с вопросом духовно – нравственного воспитания дошкольников. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей светского дошкольного образования во взаимодействии с православной культурой. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.