Лариса Тресина
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [р]-[л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
Тема: «Дифференциация звуков Р-Л»
Цель:
Коррекционно-образовательные: Закрепить характеристики звуков, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Дифференциация звуков [р]-[л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Коррекционно-развивающие: создать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, интонационной выразительности речи, воображения, логического мышления.
Коррекционно-воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля, воспитывать стремление доводить дело до конца.
Оборудование: зеркала, иллюстрации цветов ромашка и ландыш, предметные картинки на звуки «Р-Л» по количеству детей, карточки с буквами «Р-Л», карточки для индивидуальной работы, карандаши
Ход занятия:
Орг. момент.
- Какое сейчас время года? (Весна).
-Что происходит весной в природе? (Тает снег, прилетают птицы, начинает расти трава, листики, появляются первые цветы-подснежники)
1. Дыхательная гимнастика.
«Понюхать цветок».
Подснежники - цветы, распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. К цветку носик приближаем – аромат цветов вдыхаем.
Проводится 2-3 раза.
«Сдуем одуванчик»
Глубоко вдохнуть через нос и выдохнуть на одуванчик. Сжать руку в кулак (это одуванчик, подуть на кулак, произнося шепотом «ф», струя сильная, длинная. Разжать пальцы (одуванчик облетел)
2. Артикуляционная гимнастика.
«Бегемотик»
Бегемотик рот открыл
Подержал, потом закрыл.
Подразните бегемота,
Подшутить над ним охота.
Бегемот открывает рот, закрывает рот – 5раз
«Качели»
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели
Вверх – вниз, вверх – вниз
Вверх – ух! Вниз – ух!
И захватывает дух!
«Лошадка»
Поскакали на лошадке
По дорожке ровной гладкой.
Носиком вдохнули, лошадку остановили – тпррр…
«Грибочек»
На полянке выросли грибы:
Один грибок положили в кузовок,
Другой грибок положили в кузовок,
И еще грибок положили в кузовок,
Вот огромный грибок положили в кузовок,
И последний грибок положили в кузовок.
«Гармошка»
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке.
К небу язычок прижми
И ниже челюсть отведи
«Маляр»
Красить потолки пора
Пригласили маляра.
Назад – вперед, назад – вперед,
А потом наоборот:
Вперед – назад, вперед – назад
Поработать каждый рад!
«Барабан»
Что ж закончена работа,
Барабанить нам охота:
Д-Д ДДД, Д-Д ДДД, Д-Д ДДД
«Индюшата»
Идут индюшата весело балбочут
Будто кто-то их щекочет:
БЛ-БЛ-БЛ-БЛ-БЛ
3. Пальчиковая гимнастика
«Здравствуй, пальчик», «Колечки, ушки, рожки», «Ступеньки»
4. Отгадывание загадок:
В поле бескрайнем сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белы реснички. (Ромашка)
- С какого звука начинается слово РОМАШКА? (звук Р).
- Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий).
- Когда мы произносим звук Р, что происходит с ротиком, губами и язычком? (рот открыт, губы в полуулыбке, а язычок поднят к верху и дрожит, вибрирует).
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)
- С какого звука начинается слово ЛАНДЫШ? (звук Л)
- Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий).
- Когда мы произносим звук Л, что происходит с ротиком, губами и язычком? (рот открыт, губы улыбаются, язычок стоит за верхними зубами.)
-А в чем разница в произношении этих звуков?
5. Произношение отдельного звука (с высотой голоса)
Правая рука – ракета. Ракета взлетает и снижается (р-р-р-р-р)
Левая рука – самолет. Самолет взлетает и снижается (л-л-л-л)
6. Игра: «Поймай звук».
Ребенок должен завести «мотор», если услышит звук Р, и «взять в руки штурвал», если услышит звук Л. Глаза закрыли.
Звуки: р, л, л, л, р, л, р, р
Слоги: ро, ла, лы, ар, ир, ур, ил, ры
Слова: Рак, Шар, Роза, Лук, Мир, Стол, Мел, Белка, Карандаш.
5. Игра: «Повтори» (хором).
РА-ЛА-РА - у апельсина кожура.
РО-ЛО-ЛО - мы приехали в село,
РУ-ЛУ-РУ - скачет кенгуру
ЛЫ-РЫ-ЛЫ - расставили столы
АЛ-АЛ-АР – кипит наш самовар
ОР-ОЛ-ОЛ –это я пришел
УР-УЛ-УР – повесим абажур
ИР-ИР-ИР- выпили кефир
ЫР-ЫР-ЫР – суп уже остыл
6. Игра: «Волшебник».
Поиграем в волшебников, будем превращать одно слово в другое. Нужно заменить в слове звук Р на Л …. И наоборот Л на Р.
Рак – …лак ложки – …рожки Ров – …лов Лука - …рука
Рот – …лот мил – …мир
Рама – …лама голод – …город
Физминутка
7. Игра «Найди свое место».
У детей картинки с изображением предметов. Каждый ребенок, в соответствии со звуком в слове на картинке находит свое место за столом с буквой Р или Л. Дети называют слова, чётко проговаривая заданный звук.
8. Игра «Скажи наоборот»
- Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].
• Дедушка старый, а внук (молодой)
• Вчера мне было грустно, а сегодня (весело)
• Зимой снега много, а весной (мало)
• Баба Яга злая, а фея (добрая)
• Суп горячий, а компот (холодный)
• Снег белый, а уголь (черный)
• У березы ствол тонкий, а у дуба (толстый)
9. «Исправь предложение»
Халат надел маму.
Стол поставили на лампу.
Стул укатился под клубок.
В розах растут сады.
Торт подарил Раю на день рождения.
В помидорах и огурцах растут огороды.
10. «Расскажи стихотворение»
«Оркестр на пруду»
К раку каракатица
На карете катится.
Только вечер наступает,
На гитаре рак играет.
У рояля стрекоза –
Изумрудные глаза.
Водомерка – первой скрипкой,
Дирижирует улитка.
А солируют лягушки –
Три зеленые подружки.
11. Итог занятия