МААМ-картинки

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе

Марина Захаркина
Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, соотносить звуки с буквами, и символами;

Образовательные:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

Публикация «Фронтальное занятие „Дифференциация звуков и букв А-Я“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: «Семья».

- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

Воспитательные:

- развивать навыки самоконтроля;

- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Ход занятия.

1. Логопед: Здравствуйте ребята! Меня зовут Марина Васильевна, и сегодня я проведу у вас занятие. А помогать мне будет гномик Йак. Он принес вам много интересных заданий. (Логопед достает конверты)

Достает первый конверт.

- Ой посмотрите, что он принес (логопед раскладывает на доске первый ряд гласных).

Логопед. Ребята, посмотрите на цепочку гласных букв и назовите, какие гласные знаете? (а, у, о, ы, э). А что мы произносили? (звуки)

– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим). Как мы произносим эти гласные звуки? (твердо, решительно, смело).

- Дети, это гласные первого ряда, они произносятся твердо.

У каждого гласного первого ряда есть «сестренка»буква, которая «живет» во втором ряду.

Логопед. Сегодня мы будем учиться различать с «сестёр» букву «а» и «я».

2. Гномик Йак принес нам эту букву. Это буква «я». (показывает, достает из другого конверта).

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)

– Давайте послушаем звук. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в соединении? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я.

– Обведём контур звуковки красным цветом

– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (два)

– Какие? ([й`а])

– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы. ([а])

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод:

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я? (два)

– Какие? ([й`а])

-Послушайте, как я произношу: я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка.

-Как зовут «сестренку» буквы «а»?

-Как мы произносим «а»? «я»?

Правильно, «а» мы произносим твердо, «я» — мягко, нежно. Буква «я» — гласная мягкая.

3. Игра «Эхо».

Логопед: Молодцы! Возьмем следующий конверт с заданием. Повторите за мной: ма-мя, на-ня, та-тя, па-пя и т. д. Молодцы!

4. Пришло время для следующего задания (достает следующий конверт). Задание произнести правильно и четко слова по картинкам. (Произносим хором).

5. Логопед: Молодцы! Здорово у вас получается! Следующее задание: Игра «На что похожа буква «я». Послушайте стихотворение. (Дети повторяют слова и движения за логопедом).

«Буква «я».

Руку вбок, вперед нога,

Вот какая буква «я».

Я-я – песня кончилась моя.

Я-я – есть у каждого друзья.

Повторить стихотворение хором.

6. Логопед: Молодцы! Следующее задание, открывает конверт. Гномик Йак задал нам задачу.

К каких случаях буква Я обозначает два звука?

(Читаем схему слова «ябллоня»)

– Прочитайте верхнее слово. (яблоня)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? ( хлопаем: яб-ло-ня – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Впечатайте звук в схему.

– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

– Какой согласный стоит перед ним? ([л])

– Назовите 3 слог? ([няяяяя]

Какой гласной образован? ([я])

– Какой согласный стоит перед ним? ([н`])

– Какой слог ударный? (первый)

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова, в конце слова)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

Разбор слова Рая (схема готова, слово уже разобрано, детям объясняют разбор и помогают сделать вывод)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука : [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

7. Сказка про букву Я

Логопед: Следующий конверт. Наш гость предлагает вам послушать сказку про звук Я. Отложите в сторону все ненужное и послушайте сказку.

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.

Вывод:

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

8. Игра на фонематическое восприятие «Прятки».

А вот и последний конверт! Гномик Йак предлагает нам поиграть в игру «Прятки». Но это необычная игра в которую вы все знаете, в этой игре мы будем искать спрятавшийся звук а или звук я. У вас есть карточки с буквами А, которая обозначает звук а и буква Я, которая обозначает звук я. Когда я скажу звук, слог или слово с одним из этих звуков нужно обязательно поднять соответствующую карточку.

Показать карточками «а» или «я» : мА, пя, на, мя, тя, фа, яблоко, аист, ягоды, автобус, ясень, Алик, ящик, альбом.

9. Итог. Ребята, кто приходил к нам в гости? Какие звуки гномик Йак учил нас различать? Гномику очень понравилось как вы играли. А вам понравилось? А еще наш гость хочет в честь встречи и вашего старания преподнести вам угощение.

Публикации по теме:

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Фронтальное занятие (НОД) в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по теме «Профессии» (обобщение) Цель: Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику; Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать.

Фронтальное занятие с элементами театрализованной деятельности «Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях» Цель: 1. Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях. 2. Активизация словаря по теме «Рыбы». 3. Подбор признаков к словам названиям.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ» Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в словах, предложениях. Задачи: I. Закреплять правильную артикуляцию звуков. II. Развивать.

Конспект НОД с использованием ЦОР в подготовительной группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Задачи. Закреплять правильное произношение и различение звуков [П]-[Б]. Закреплять понятия звонкий — глухой согласный. Упражнять в звуко-слоговом.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[З]» для детей подготовительной группыКонспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[З]» для детей подготовительной группы Составила учитель-логопед МКДОУ " Детский сад " Колокольчик" Акчурина Ольга Александровна Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:1. Учить.

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Занятие №6 «Учим Петрушку говорить». Цели: • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи. 1класс Данный урок был.

Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах» Тема: «В деревню к бабушке» Цель: Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательная:.

Занятие «Дифференциация согласных звуков [З]-[З’]» Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ФФНР, ОНР. Тема занятия: «Сюрпризы для Зои и Зины». Дифференциация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 25 мая 2016 в 19:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Захаркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД