Галина Малышева
Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме. Закреплять умение составлять схему предложения. Развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку.
Материал. Набор бумажных полосок для составления схемы предложения, простой, синий и зеленый карандаши, тетрадь, фломастер- на каждого ребенка. Доска.
Организационный момент.
Публикация «Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте „Дифференциация твердых и мягких согласных звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Логопед. Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, вы поочередно – называть слова с противоположным значением и садиться на свои места.
Холодная – горячая, тупой- острый, мокрая- сухая, высокий- низкий, низко- высоко, темно-светло, редко-часто, медленно-быстро, враг-друг, день-ночь, сел-встал, нашел- потерял.
Повторение.
Логопед. Что такое звук?
На какие две группы мы можем разделить все звуки? На какие группы мы можем разделить согласные звуки?
Сегодня мы поговорим о твердых и мягких согласных звуках. Назовите твердые согласные звуки. Каким цветом мы обозначаем эти звуки на схеме? Назовите мягкие согласные звуки. Каким цветом мы их обозначаем? Вспомните звуки, у которых нет мягкой пары. Вспомните звуки, у которых нет твердой пары. Какие буквы на письме показывают мягкость согласного?
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Дидактическая игра «Наоборот»
Логопед. Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах на твердый согласный звук.
Ле-лэ, ме-мэ, рю-ру, зи-зы,пя-па
люк-лук, ряд-рад, рев-ров, бить-быть.
Замените твердый согласный звук в слогах и последний твердый согласный звук в словах на мягкий согласный звук.
Бэ-бе, вы-ви, го-ге, су-сю,фа-фя
угол-уголь, дал-даль,пар-парь,жар-жарь,удар-ударь.
Разминка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит логопед.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И кружимся с тобой.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Закрепление.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Логопед. Я назову цепочки слов, а вы определите лишнее слово в каждой цепочке.
Жираф, морж, тюлень, белый медведь.
Фламинго, тигр, попугай, пеликан.
Тигр, лев, слон, пантера.
Лев, волк, кабан, лось.
Зебра, носорог, бегемот, филин.
Зебра, лось, антилопа, волк.
Вспомните, какие слова были лишними.
Откройте тетради, возьмите простые карандаши.
Я буду произносить слово, а вы должны посчитать, сколько в нем звуков, и нарисовать столько же квадратов. Теперь определите, какой звук первый и последний в слове: твердый согласный или мягкий согласный.
Закрасьте нужным цветом первый и последний квадраты.
Дети выполняют задание. Затем проводится проверка. Вызванный ребенок работает у доски.
Массаж (выполняется сидя).
Крепко зажмурить глаза (3-5 сек, открыть глаза (3-5 сек). Повторить 7-8 раз.
Закрыть глаза и легко массировать веки круговыми движениями пальцев (1-2 мин).
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки, через 1-2 сек убрать пальцы. Повторить 5 раз.
Повторение. Дидактическая игра «Путаница»
Логопед. Слова в предложении перепутались. Давайте поможем им найти свое место и составим предложения.
Шея, длинный, у, жираф.
Животное, хищный, тигр.
В, кенгуру, Австралия, обитать.
Травоядный, животное, и, слон, зебра.
Дети составляют предложения.
Логопед. Разберем предложение «У жирафа длинная шея». Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье и четвертое слова. Как пишется первое слово в предложении? Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? Что стоит в конце этого предложения? Составим схему предложения.
Вызванный ребенок выкладывает с помощью бумажных полосок схему на доске.
Графический диктант.
Логопед диктует направление движения фломастера. Дети выполняют диктант в тетради.
Логопед.
2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх,
1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх,2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево,4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.
Покажите мне свои рисунки. Что у вас получилось?
Итог занятия.
Логопед оценивает деятельность детей.