Татьяна Шамова
Коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе.
Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна
Тема: «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»
Цель: Создание условий для закрепления навыка различения звуков «Ш», «Ж».
Задачи:
Публикация «Коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе „Дифференциация звуков [ш]-[ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
коррекционно – образовательные : уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ Ш-Ж], закрепить правильную артикуляцию звуков [Ж] и [Ш];установить различия по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;тренировать детей в произношении слогов, слов, фраз, предложений со звуками «с», «ш»; совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарь;
коррекционно – развивающие : развивать фонематический слух и восприятие; внимание, мышление; речевое дыхание, плавность и силу выдоха; развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
коррекционно – воспитательные : воспитывать у детей навык самоконтроля за собственной речью; стимулировать детей к речевым высказываниям;воспитыватьдоброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и слышать.
Оборудование:зеркала, Нюша, Ёжик, картинки со звуками «Ж», «Ш», схемы домов, мяч, игра «Подарочки», фишки с колокольчиками, разрезные азбуки, фишки, письмо, смайлики, медальки.
Ход.
I.Организационный момент.
1. Приветствие.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
- Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Молодцы.
2. Загадки:
Красотка, звезда,
И совсем не свинюша!
Узнали кто это?
Конечно же. (Нюша)
Колючки, очки,
Пара ручек и ножек.
Узнали кто это?
Конечно же. (Ёжик)
(Появляются картинки Нюша и Ёжик).
- Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!
3. Пальчиковая гимнастика (су-джок).
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
Логопед : Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в словах : Нюша, шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).
- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, почему (потому что в её имени есть звук [Ш]). Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.
- Второй же звук живёт в словах : Ёжик, жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).
- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, почему (потому что в его имени есть звук [Ж]). Поэтому Ёжик будет искать именно его.
2. Артикуляция звуков «Ш»-«Ж».
- Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся. Давайте возьмем зеркала и покажем, как нужно правильно произносить эти звуки.
Чтоб звук красивым вышел,
Шире язычок и выше!
Сделаем из языка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит.
3. Характеристика звуков «Ш», «Ж».
«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.
- Ребята, подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки (Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).
- Дайте характеристику звука [Ж] (согласный, твёрдый, звонкий).
- Дайте характеристику звука [Ш] (согласный, твёрдый, глухой).
- В чем сходства этих звуков? (артикуляцией).
4. Дидактическая игра «Колокольчики».
(Дети садятся за столы).
- Ребята, посмотрите, перед вами лежат две карточки (колокольчик зачеркнутый и не зачёркнутый). Что они обозначают? (звонкость и глухость). Предложите, в какую игру можно поиграть с этими колокольчиками. (Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с зачеркнутым колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с колокольчиком).
Ша, жа, шо, жо, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.
5. Определение нужного звука и позиции данного звука в слове.
Нюша и Ёжик зовут вас на помощь. Они нашли полянку.
-Что вы видите? (картинки).
-Что можно сделать с этими картинками? (найти картинки со звуками «Ш», «Ж»; найти место звука в словах).
-Как нам лучше поступить в данной ситуации? (разделиться на 2 команды). Правильно, одна команда будет искать картинки для Нюши, а другая – для Ёжика. Для каждой команды приготовлены домики – схемы для определения позиции звука в слове.
(Дети делятся на 2 группы, выбирают нужные картинки, ставят их в нужное окошко в домике).
6. Дидактическая игра «Подари картинку».
- А теперь подарите картинки Нюше и Ёжику, положив их в подарочные коробки.
7. Игра с мячом «Поменяй один звук»
Шар … жар
шарить … жарить
Шить …. жить
шалость …. жалость
Шаль ….жаль
шутка …. жутко
Шест …. Жест
Луша … лужа
Саша … сажа
8. «Собери слово».
На столах лежат картинки, по первым звукам которых нужно собрать слово.
Шапка, арбуз, редиска, игрушки, кот. (шарик)
Носки, осы, жук, игрушки, кот. (ножик)
-Выложите свои слова из букв разрезной азбуки и сделайте схемы этих слов. А теперь запишите свои слова на доске и обозначьте нужным цветом.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!