Валентина Ольховик
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Подготовила и провела учитель – логопед Ольховик Валентина Тимофеевна
Тема: «Звук и буква Э». Приключения с воздушным змеем
Цель: познакомить детей со звуком и буквой "Э".
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Коррекционно – образовательные: закрепить навыки различения и правильного произношения звука "э", в слогах, словах, фразах;
упражнять в определении места звука "э" в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры;
формировать навыки звукового анализа слова,
совершенствовать навык составления предложений с заданными словами; навык работы со схемой предложения;
закрепить зрительный образ буквы Э.
Коррекционно – развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание;
координацию речи с движением; мелкую и общую моторику, общие речевые навыки
Коррекционно – воспитательные : воспитывать взаимопонимание, активность, инициативность, самостоятельность.
Оборудование: демонстрационный материал - предметные картинки со звуком "э", магнитная доска, цветные кружки, буква "э", буквенные ребусы, мяч, звуковые домики, схемы предложения, солнце, воздушный змей, конверты с заданиями; раздаточный материал – кассы, злементы буквы Э (по типу пазлов, звуковые светофоры,
Ход занятия
I. Организационный момент.
Пантомима «Прогулка в лес».
Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам. Мы зашли далеко в лес и заблудились, испугались, обеспокоились.
Заблудились мы в лесу. (Грустно)
Закричали все: «Ау!» (Громко)
Никто не отзывается, (Печально)
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается к нам тихо: «АУ! Ау!»
Эхо! Эхо!
Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас. (Е. Благинина)
2. Сообщение темы занятия
Какой первый звук вы услышали в слове ЭХО?
Сегодня мы будем слушать, и произносить слова со звуком «Э», познакомимся с буквой Э.
А поможет нам в поисках звука и буквы «Э» воздушный змей, который сейчас парит над звуковым городом.
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам
Посмотрите, дети, воздушный змей нам принес первое задание. Давайте прочтем его, и постараемся выполнить. (Логопед читает : «Звук «Э» потерял свой замок. Помогите! Все о звуке «Э» расскажите!»)
= Хоровое и индивидуальное проговаривание звука "э".
Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти
= Дидактическая игра «Поймай звук». (Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети поднимают светофоры красного цвета, если услышат звук "э").
э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, ит, ак, ум, эх; Эмма, Анна, Эдик, Уля, эхо, окно, индюк, Оля, этажи, экскаваторщик.
= Игровое упражнение "Речевая зарядка" (дети повторяют цепочку слогов) :
эп-оп-эп эп-уп-эп ип-ип-эп
ип-эп-aп эп-aп-эп oп-уп-эп
Произношение звука в словах
Давайте прочтем следующее задание, которое прислал воздушный змей. (Логопед читает : «На картинки посмотрите. Их скорее назовите. Где вы услышите звук «Э», сообщите»).
= Дидактическая игра «Займи домик»
Как называется спортивная одновесельная лодка? КАНОЭ
Как называется небольшая фигурка, служащая для украшения комнаты? СТАТУЭТКА
Как называется пирожное в шоколадной глазури? ЭКЛЕР
Как называется предмет мебели, состоящий из полочек, укрепленных на стойках? ЭТАЖЕРКА
Как называется погрузочная машина для земляных работ? ЭКСКАВАТОР
КАК называется комнатное лекарственное растение с широкими и сочными листьями? АЛОЭ
= Как называется движущаяся лестница в метро? ЭСКАЛАТОР
Как называется легкий безмоторный летательный аппарат? ДЕЛЬТАПЛАН
Молодцы, ребята, это было сложное задание. Вы с ним справились. Настало время перейти к следующему вопросу.
Работа над предложением, схемой предложения, распространением предложения
Воздушный змей хочет узнать, как мы умеем составлять предложения со словами Эмма, эскимо. Внимательно посмотрите на картинку. Ответьте на вопрос: «Что ест Эмма?»
Эмма ест эскимо. (Дети работают над схемой предложения. Анализируют, называя первое, второе, третье слово в предложении).
Давайте «украсим» наше предложение. Скажите: «Какое эскимо ест Эмма?» (Холодное, ледяное, вкусное, шоколадное, ароматное).
Дети продолжают работать над схемой предложения, анализируя его.
Физкультминутка
Здравствуй, радуга – дуга,
Разноцветный мостик!
Дети выполняют поклон.
Широко разводят руки в стороны, рисуя дугу в воздухе.
Здравствуй, радуга – дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга – дуга,
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу – дугу
Дети выполняют поклон.
Идут по кругу, держась за руки.
Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делая четыре прыжка на носках.
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Делают четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.
Проговаривание слов сложной слоговой структуры
= Игра с мячом «Сложные слова» Я буду называть два слова, а вы из них образуйте одно слово.
Как можно назвать одним словом электрические приборы – электроприборы.
Как можно назвать одним словом электрический поезд – электропоезд.
Как можно назвать одним словом электрический утюг – электроутюг.
Как можно назвать одним словом электрическую дрель – электродрель.
Как можно назвать одним словом электрический автомобиль – электромобиль.
Молодцы! Это было очень сложное задание для вас.
Звуковой анализ слова Эму. Работа с кассами
Воздушный змей в следующем задании спрашивает, как называется самая большая птица?
(Выставляется картинка страуса Эму).
Дети выполняют звуковой анализ слова ЭМУ, выкладывают схему звуковую слова.
Знакомство с буквой Э
Давайте посмотрим, что приготовил нам воздушный змей в следующем задании.
(Логопед читает : «Вот спасибо, друзья, звук «Э» помогли мне отыскать. Только знаю я, что звук «Э» дружит с буквой Э. Теперь ее отыщите.»).
Логопед пишет на доске заглавную и строчную букву Э.
Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком. (Г. Юдин)
= Дети в воздухе прописывают букву Э.
= Дети с помощью рук изображают букву Э.
«Это я», — сказало «Э» -
«Отвернулась я от всех,
Потому что каждый раз
Слышу «Эй!» и «Эх!» от вас!»
= Дети собирают из элементов букву Э (по принципу пазлов).
= Дети добавляют букву Э в звуковой замок. На каком этаже поселилась буква Э?
3. Итог занятия
Вот и выполнили мы все задания воздушного змея.
Как вы думаете, помогли ли мы змею отыскать звук и букву Э?
Давайте вспомним все задания воздушного змея. Дети вспоминают игры, упражнения, а также новые знания и изображают в виде солнца и солнечных лучей.
Спасибо, что были сегодня очень внимательными, активными и дружными. Воздушный змей благодарит вас и дарит вам свои рисунки. Вы на них посмотрите и скажите на что похожа буква Э?