Татьяна Звягина
Воспитание гордости детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи на примере подвигов старшего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на основы патриотического воспитания через приобщение детей к культурным традициям семьи, общества и государства. Он ориентирует на формирование представлений дошкольников о себе, своей семье, малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение речи, ОНР
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
Целевые ориентиры, заданные ФГОС ДО, анализируются и конкретизируются современными исследователями проблемы обновления системы дошкольного образования. Исследования показывают, что патриотизм как нравственное чувство вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни, уклада, народных и семейных традиций и закрепляется в системе ценностей личности, нравственных семейных ценностей, в фиксированных установках, поступках и поведении человека. Н. В. Микляева считает, что «… ментальное пространство», в котором происходит становление личности ребенка, выступает смысловым контекстом для передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видения мира. «В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности». В идеологию патриотического воспитания детей дошкольного возраста входят, прежде всего, любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы, уважение к истории своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре (Е. Ф. Акулова, С. Е. Анфисова, О. А. Еник, А. Ю. Кузина, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина).
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.
К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед нами стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если, внуки и правнуки воевавших, не передадут своим детям то, что хранится в их памяти как свидетельство того, что пережили дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы дети ощутили сопричастность к далеким военным событиям. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как берегли и защищали ее наши предки, наши деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Обязанность педагогов– помочь сохранить память об исторических фактах, героических поступках защитников Родины. Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это - результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка.
Основная цель работы по патриотическому воспитанию на основе событий Великой Отечественной войны – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.
В логопедической группе старшего дошкольного возраста детского сада работа строится так, чтобы каждый воспитанник проникся историей своей страны, славой за свой народ, почувствовал свою причастность к событиям. При знакомстве детей с празднованием Дня Победы нельзя ограничиться показом лишь одних иллюстрации. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о Великой Отечественной войне. На занятиях совместно с педагогами в логопедической группе детского сада используются иллюстрации о Великой Отечественной войне, решаются не только поставленные речевые задачи (составление предложений о людях, воевавших в Великой Отечественной войне, составление рассказов по сериям картинок «День Победы», но и нравственно-патриотические задачи – воспитание уважения к людям посвятивших себя нелегкому труду. Совместно с воспитателями был разработан проект «Я помню! Я горжусь!». Совместно с родителями была создана мини - книга «Мой дедушка герой». В этой книге были собраны материалы о родственниках, которые воевали в Великой Отечественной войне. Дети с гордостью приносили фотографии, письма пожелтевшие и поблекшие за длинный период времени. Они с гордостью рассказывали о своих погибших родственниках. Называли, в каких войсках воевали, какое звание было. Одна семья поделилась с нами своими орденами и медалями. В ходе создании книги родители так были заинтересованы сами, что с интересом рассказывали о своих родственниках. Было проведено занятие по познавательному развитию «Этих дней не смолкнет слава» это занятие вели дедушка и бабушка. Была приготовлена презентация о Великой Отечественной войне.
Учителем логопедом к лексической теме «День Победы» для детей старшего дошкольного возраста совместно с педагогами специально подбираются упражнения и задания, пословицы, чистоговорки, речевые и пальчиковые игры, рассказы на тему «День Победы». На занятиях решаются речевые задачи: расширение словарного запаса, автоматизация звукопроизношения, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие логического мышления и долговременной памяти, закрепление лексико грамматических категорий. У детей на занятиях воспитываются чувства благодарности, уважения и любви к людям, защищающим Родину. Словарь детей пополняется новыми словами-синонимами – Отечество – Отчизна-Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов-защитников различных военных профессий – море-моряк, граница - пограничник, артиллерия – артиллерист и др. На занятиях дети заучивают стихи о защитниках Отечества, читают рассказы и баллады о солдатах войны.
Все логопедические задачи пронизаны темой уважения к героям Великой Отечественной войны, победе над фашистами, глубокой благодарностью к ветеранам войны. Используются игры «Подбери синоним» (смелый – храбрый). Также в группе вместе с детьми проводятся литературные вечера художественных произведений и стихов о войне: Стихи «День Победы» Т. Белозерова; «Победой кончилась война» С. Михалкова; «Еще тогда нас не было на свете» М. Владимова; Чтение повести С. Алексеева «Первый ночной таран». Разучивание песен и танцев посвященные Дню Победы, а также организовываются выставки детских работ.
Несмотря на то, что в процессе работы приходится столкнуться со значительными трудностями, знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны не только можно, но и нужно начинать в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников : «Это потерянное поколение».
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у него проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста.
Таким образом, ведется работа по формированию нравственно-патриотических качеств личности у детей логопедической группы детского сада, в результате которой у детей расширяется кругозор, развивается любознательность, формируется гордость за прошлое нашей Родины.
Список используемой литературы
1. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М. : Сфера, 2010. - 96 с.
2. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. - М. : Линка- Пресс, 2003. - 200 с.
3. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Семья – это я»