Надежда Федоренко
Проект «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема духовно - нравственного становления личности посредством воспитания интереса и уважения к культурам разных стран и народов была выбрана нами не случайно.
Мы живем в многонациональной стране. Наш детский сад посещают дети народов разных национальностей, поэтому уже с дошкольного возраста у воспитанников необходимо формировать представление о толерантности по отношению к детям других национальностей: доброжелательность, дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, честность, терпимость.
Публикация «Проект „Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Воспитание чувства любви к своей Родине, гордость за свою страну должны сочетаться с формированием уважения к культурам других стран Мира.
Цель проекта :
формирование духовно – нравственной, творческой личности через изучение традиций народов своей страны и разных стран Мира, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах, воспитание интереса и уважения к культурам разных стран, толерантности по отношению к людям других национальностей.
Задачи:
• совершенствовать образовательную деятельность по ознакомлению воспитанников с национальными ценностями, как средством формирования нравственных ориентаций в полиэтнической среде на основе диалога культур;
• помочь детям – представителям разных национальностей сблизить свои мировоззренческие, нравственные, эстетические взгляды, увидеть то общее в традициях, обычаях друг друга, что будет способствовать более глубокому взаимопониманию, независимо от их национальной принадлежности;
• привить интерес и уважение к культурам, традициям и обычаям разных народов;
• познакомить детей со странами и народами Мира, представителями разных национальностей, с костюмами разных народов;
• воспитывать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей;
• обогащать социальные представления традиции группы, посредством обычаев вежливости, традиций трапезы, сказок, особой музыки и звучания языка;
• познакомить с различными источниками получения информации.
Но одна из самых основных:
• Помочь детям, родителям и педагогам нашего многонационального детского сада сблизить свои мировоззренческие, нравственные, эстетические взгляды, увидеть то общее в традициях, обычаях друг друга, что будет способствовать более глубокому взаимопониманию независимо от национальной принадлежности.
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный
Срок реализации: долгосрочный
Участники: дети 4 – 8 лет, родители и педагоги
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационно – подготовительный:
К участию в проекте проявили интерес дети, родители и педагоги: была собрана необходимая информация и подобран необходимый материал.
Также была подобрана методическая литература по теме проекта, художественная литература, видеофильмы, презентации.
Провели анкетирование родителей, которое показало, что наш детский сад многонационален. Его посещают дети 14 национальностей.
Педагоги решили заинтересовать проектом воспитанников детского сада и их родителей. Был проведен «Детский совет», на котором дети и родители решили отправиться со своими педагогами в путешествие по родному краю и разным странам Мира.
Далее началась непосредственная реализация проекта. Педагогами были разработаны образовательные циклы для средних, старшей и подготовительной групп детского сада, посредством которых должен был быть реализован наш проект.
Были созданы картотеки игр разных стран и народов, разработаны мини проекты, созданы лэпбуки по образовательным циклам.
Ввели новые активные методы обучения.
Использовали игровые методы активизации познавательной деятельности воспитанников.
Совместными усилиями детей, родителей и педагогов на сегодняшний день в детском саду были оформлены два мини – музея: «Россия», «Якутия», начали оформление мини – музея «Бурятия». В экспозиции музеев представлен наглядный и практический материал: предметы быта, народные музыкальные инструменты, изделия ручной работы народных мастеров.
Мини – музеи играют особую роль в системе поликультурного образования воспитанников, помогают раскрыть связь народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями народа, окружающей природой. Работа мини-музеев строится в форме экскурсий, выставок, досугов. Их посещают дети разных возрастных групп.
В группах дети, родители и педагоги также начали организовывать центры развития по ознакомлению со своим родным краем.
В перспективе мы планируем собрать необходимый материал для оформления мини – музеев других стран Мира.
Также были оформлены информационные поля по теме недели в соответствии с образовательным циклом.
В процессе работы с воспитанниками по данной теме, были охвачены все образовательные области.
С детьми проводились педагогические мероприятия познавательного и практического характера, игры разных народов. Знакомили воспитанников со сказками, устным народным творчеством. Дети ходили, друг к другу в гости и знакомились с разными народами Мира посредством организации выставок народного творчества. На педагогические мероприятия к ним «приходили» игровые персонажи – куклы в разных национальных костюмах и «рассказывали» о своих странах, культурном наследии и традициях своих народов.
Совместно с педагогами воспитанники знакомились с традициями разных стран (посредством презентаций, видеофильмов, посещали мини – музеи, создавали разные виды лэпбуков, знакомились с куклами в национальных костюмах, с флорой и фауной родного края и разных странах Мира.
Были организованы выставки детского творчества, выставки совместных работ с родителями.
Так как мы работаем по ООП детского сада, то в каждой группе детского сада организованы традиции жизни группы.
Темы образовательных циклов проходят через все традиции, организуемые педагогами.
Хотелось бы отметить, что есть такая традиция как «Засыпание под колыбельные песни». Эти песни спели сами родители, записали их и принесли в детский сад. Теперь, когда дети засыпают, то слышат колыбельные песни на языках разных народов и просто спокойную мелодичную музыку разных народов.
Есть еще у нас и такая традиция как «Час этикета» на ней мы знакомим воспитанников с такими образовательными циклами как «По следам сказочной полбы», «Путешествие с чаепитием» где рассказываем об истории происхождения злаковых и о хлебе в культурах разных народов, о разных видах чая.
Важная задача для нас - привить в детях любовь, уважение друг к другу независимо от их национальной принадлежности.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Привлекаем их к участию в проведении групповых традиций, к созданию мини – музеев, к конкурсам и выставкам, к показам семейных проектов, к музыкальным праздничным мероприятиям.
Итоговым мероприятием (на промежуточном этапе) стало проведение Ассамблеи «Дети разных народов» с участием детей разных национальностей.
На заключительном этапе мы планируем провести галла - концерт «Мы такие разные» - в средних группах, «Дружат люди всей Земли» - в старшей и подготовительной группах детского сада.
В результате проведенной работы:
- меньше стало конфликтных ситуаций между детьми разных национальностей, в общении с взрослыми;
- воспитанники стали проявляться терпимость, внимание, доброту к окружающим людям;
- сформировались представления о разных республиках и странах, о национальных традициях, обычаях, о мире природы разных народов;
- родители и педагоги стали толерантно относиться к людям разных национальностей.
Также нами намечена работа на дальнейший период:
Пополнение банка методической литературы по ознакомлению воспитанников с культурой разных стран.
Создание мини – музеев, центров развития, лэпбуков по ознакомлению с культурой разных стран Мира, коллекции кукол в национальных костюмах, библиотечки сказок разных народов.
Организация фото вернисажей: «Жители стран и континентов», «Народы мира», «Наши путешествия».
В перспективе у нас также еще путешествие по другим странам Мира и континентам.
Предполагаемые итоги реализации нашего проекта :
У воспитанников сформируются представления о многообразии стран и народов на планете Земля, о культурах разных стран, о разнообразии традиций и обычаев.
Дети, родители и педагоги станут толерантно относиться к людям разных национальностей и поймут, что все люди должны жить в мире и согласии друг с другом.
Повысится культурный уровень педагогов детского сада, в детском саду будет царить атмосфера взаимопонимания и комфорта.