Боровкова Елена Васильевна
Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Острота современных экологических проблем выдвигает перед людьми требование - бережно, рационально и ответственно относиться к окружающей природе, её богатствам, и учить этому нужно с дошкольного возраста, потому, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Публикация «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В дошкольном детстве у детей преобладает наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления. В связи с этим важно создание в дошкольном учреждении развивающей экологической среды, которая должна выступать как метод экологического воспитания детей.
В тоже время, дошкольный возраст - это период, когда ребёнок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду и воспитания трудолюбия. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребёнок испытывал радость труда, положительно относился к нему.
«Радость труда – могучая воспитательная сила», - писал В. А. Сухомлинский. Чтобы воспитать в ребёнке трудолюбие надо поддерживать его в стремлении участвовать в жизни взрослых, в проявлении самостоятельности, а так же в овладении трудовыми умениями и навыками. Трудолюбие – формируемое у дошкольника, - важнейшее личностное качество. Если ребёнок включён систематически в трудовую деятельность, то у него формируется потребность трудиться, желание помогать взрослым и сверстникам, привычка к регулярному труду
Помогает решить эти две важные задачи организация детской трудовой деятельности в летний период на огороде, что является развивающей экологической средой. Труд ребёнка в природе направлен на растения - живые объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определённой мере от него зависит. Ребёнок видит, что если забыл полить растение, то оно засыхает; оно страдает от жажды. Поэтому труд в природе формирует ответственность ребёнка за тех, кто беззащитнее его. Ребёнок ощущает себя большим, взрослым, сильным. Он испытывает яркие положительные эмоции. Активно взаимодействуя с природой, дошкольник ощущает свою причастность к ней, приобретает трудовые навыки, учится ценить результаты своего труда, труда взрослых и сверстников, что способствует объединению детского коллектива. И конечно, огород - это труд на свежем воздухе, который способствует сохранению и укреплению здоровья детей, их гармоничному развитию.
Удивляется народ: что за чудо – огород?
Здесь редиска и салат, перец, лук, укроп, шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно – молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо – густо
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».