Мария Щучкина
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Однако нередко происходит так, что материальные ценности преобладают над духовными, в связи с этим у детей деформируются представления о таких понятиях, как добро, милосердие, великодушие и справедливость. Именно поэтому проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения - очень важная и актуальная.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. В детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребёнка должны мы - педагоги.
Акцентируя внимание на более глубоком изучении вопроса о духовно - нравственном воспитании, в нашем детском саду была открыта творческая студия " Росток", участниками которой стали все желающие дети старшей группы и их родители.
Руководители студии : Щучкина Мария Леонидовна - воспитатель старшей группы, автор и составитель всех текстов сказок; Амеличкина Елена Евгеньевна - музыкальный руководитель, режиссёр - постановщик драматизаций сказок; Овсова Ирина Фёдоровна - автор и организатор мастер - классов.
Наша задача - заложить основу нравственной культуры ребёнка, воспитать в нём такие нравственные качества, которые помогут ему в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять ему.
Работа творческой студии направлена на партнёрское взаимодействие с семьёй в целях осуществления духовно - нравственного развития личности ребёнка.
Мы остановили своё внимание на наиболее значимых принципах духовно - нравственного воспитания и развития детей : принцип развивающего образования, принцип интеграции, принцип личностно-ориентированного подхода, принцип культуросообразности.
В основу работы студии положено блочно - тематическое построение, которое представлено в различных видах деятельности. А именно, в социально - коммуникативной, музыкально - творческой и художественной. В связи с этим перспективное планирование разработано на основе определённых тем,
Каждой из которых отводится 3-4 занятия, где организуются различные виды деятельности детей.
Последовательность реализации работы по каждой теме включает в себя несколько этапов, на которых педагоги используют комплекс словесных, наглядных и практических методов и форм работы с детьми.
Работу по первому направлению - " Социально - коммуникативный блок" ведёт воспитатель. Сформулировав основные задачи, выстроили алгоритм, который позволяет познакомить детей с духовно - нравственными и социокультурными категориями, развивать связную логическую речь, расширять словарный запас, строить диалоги, соединять интеллектуальное и духовно - нравственное начало в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Наблюдая за воспитанниками в различных формах организации образовательного процесса, и при взаимодействии с родителями, отметили, что дети не всегда умеют вести себя в различных ситуациях, проявляют эгоизм, агрессивность, обидчивость. Приняли решение направить работу на создание атмосферы, которая располагала бы детей к позитивному общению, к активному взаимодействию. В качестве основы взяли авторские сказки, морально -этического типа. Каждая сказка была разработана для конкретной нравственной ситуации, имела ярко выраженную этическую направленность.
С помощью авторских сказок постарались передать воспитанникам моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру.
Это притчи " Волшебные очки", " Ода красоте души", сказки " Слон, который мечтал летать", " Волк и семеро козлят на новый лад" и "Рождественская притча о ёлочных игрушках". Обсуждали содержание, "преломляли" его к жизненным ситуациям и ситуациям в группе, выявляли мораль и подбирали пословицы. Так основная мысль сказки " Волк и семеро козлят на новый лад" следующая : " Советы мам почаще надо выполнять, любить родных и радовать!"
В процессе работы над текстом сказок и притч использовали приёмы эмпатии. Например ребёнок, изображающий бельчонка из притчи " Волшебные очки" становился хитреньким, загадочным или ребёнок, играющий Павлина из "Оды красоте души" превращался в скромную, застенчивую птицу.
Упор делали на воображение детей, их личный опыт. Использовали игры "Волшебный платок", "Маска, я тебя знаю", " Волшебная палочка".
Наибольшее оживление и интерес вызывала работа по придумыванию и изменению концовки и начала притч. Фантазии детей, имеющие позитивное направление развития, позволяли создавать новые ситуации.
Всё это способствовало лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности ребёнка.
Придумывали название притчи, которое начиналось одним из следующих способов:
" Как кто - то учился чему- то. " или " История, подслушанная. " Так появились названия сказок " Слон, который мечтал летать" или "Рождественская притча о ёлочных игрушках".
В своей работе старались использовать как стандартные, так и нестандартные методы и приё мы обучения: работа в парах и микрогруппах, ресурсный круг, целевые прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр притч презентаций, работа над артикуляцией, сценической речью. Остановлюсь подробнее на некоторых из них.
Ресурсный круг - форма интерактивного обучения раскрывающая широкие возможности для решения задач социально - личностного развития дошкольников. Например: ресурсный круг " Ласковое имя", " Колыбельная для мамы" и др.
Просмотр притч - презентаций - способ наглядного представления информации, а точнее малого поучительного рассказа в форме иносказания с моральным или духовным поучением, с использованием аудиовизуальных средств. При использовании презентаций развивается внимание, зрительная память, мышление и воображение, расширяется кругозор, увеличивается словарный запас.
Уроки актёрского мастерства от родителей через игровые приёмы "Зеркало", " Покажи как. "," Оживи предмет", " Инсценировка пословиц".
В музыкальных сказках духовно - нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально - чувственным воздействием. В связи с этим работу студии продолжает "музыкальный" блок, который включает в себя занятия по слушанию музыки.
Был разработан цикл музыкальных занятий, на которых дети знакомились с произведениями народной, классической (П. Чайковский, М. Мусоргский, Э. Григ, Л. Бетховен и др., современной (Г. Свиридов, Д. Шостакович и др.) , музыкой различной тематики и характера, большая часть которых представляет национальную культуру России.
На этих занятиях использовали различные виды музицирования. Если дети слушали песню, доступную по содержанию и исполнению, то им предлагалось спеть её. Если дети слушали музыку яркую в ритмическом отношении, им предлагается сделать оркестровку. Музыкальный образ развёрнутого, эмоционально насыщенного произведения воспроизводили в творческом музыкальном движении. Так, дети с большим удовольствием воспроизводили «Танец птиц» из музыкальной сказки «Снегурочка» П. Чайковского, «Лиможский рынок» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, в оркестре – «Марш», «Танец-скакалка» Д. Шостаковича.
Самые яркие музыкальные произведения были включены в сценарии музыкальных сказок.
Большими помощниками в нашей работе являлись родители воспитанников. Их участие очень важно для нас в качестве актёров, художников-декораторов, костюмеров, активных участников мастер-классов. Следует отметить, что подобная организация совместной творческой деятельности способствовала не только самореализации и взаимообогащению детей, но и взрослых, а также явилась одним из результативных средств сближения взрослых и детей.
Третий блок студии - творческий. Он представлен оригинальным методом обучения и совершенствования практического мастерства - мастер- классом.
Тематика каждого мастер - класса подбиралась, исходя из содержания и названия сказок и притч, их морали, направления работы студии. Итог каждого такого мероприятия - творческий продукт, выполненный детьми и родителями из бросового и подручного материала.
Вашему вниманию поэтапно представлен мастер - класс " Букет сердец", посвящённый Дню матери. Дети и родители оформили удивительно нежную и оригинальную работу из сердечек разного размера, собранных в букет. Каждое сердечко украшалось подручными материалами, блёстками, наклейками. Использовались приёмы обрывной и накладной аппликации.
Ко Дню пожилого человека провели мастер - класс " Рамочка для фотографий".
Используя приёмы модульной аппликации, самоклеющиеся стразы и обычную картонную коробку из-под пластилина, оформили нужную, яркую и очень винтажную рамку.
Результатом творческого вечера, посвященного Дню добра и тепла, стала поделка, название которой придумали сами участники мастер - класса.
Это " Птица красоты и счастья".
В Рождественские праздники изготовили открытку ручной работы с ангелом, являющегося одним из символов Рождества.
На последнем мастер - классе, посвященном дружбе, "испекли" двухъярусный торт. Результат- бумажный шедевр кулинарии.
На всех мастер - классах царила атмосфера творчества и непринуждённости. Именно здесь у детей и их родителей проявились такие качества личности как любознательность, эмоциональная отзывчивость, активность, коммуникативность, целеустремлённость, желание к творческому самовыражению.
Все проведённые мероприятия позволили продемонстрировать родителям творческие возможности детей. Их успехи, достижения, степень включённости в совместное дело, показать работу с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.
В рамках работы студии многократно организовывали выставки семейного творчества, экскурсии в библиотеку, музей народной игрушки, посещали Саровский драматический театр, ЦРР " Умничка", участвовали в благотворительных акциях
" Подарок другу", «С мира по листочку», городских конкурсах по духовно – нравственному воспитанию «Мамочка, мой ангел», «Письмо батюшке Серафиму», «Пасхальный колокольчик», «Серафимовские чтения»; стали победителями в конкурсе " Родители года - 2016".
В условиях распространения педагогического опыта по духовно-
нравственному воспитанию педагоги оформили публикации в электронном педагогическом журнале «Педмир», опубликовали материал на международном образовательном портале МААМ, приняли участие во всероссийском конкурсе публикаций «Золотой пост» и во всероссийском ежемесячном конкурсе «Лучший сценарий праздника» и заняли 1 место по трём сценариям, а также получили диплом за лучший сценарий духовно-нравственной направленности в православных традициях в областном конкурсе «Лествица: ступеньки к красоте души».
Таким образом, считаем, что были созданы все необходимые условия для приобщения детей к духовно – нравственным ценностям, сформирована готовность следовать им, все формы организации работы творческой студии «Росток» взаимодополняли друг друга, обогащая процесс духовно-нравственного становления личности ребёнка.
Спасибо за внимание!
Авторы : Щучкина М. Л. Овсова И. Ф. Амеличкина Е. Е.