Татьяна Южакова
Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций.
Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному воспитанию в области цвета сложна, и предполагает:
• формирование у детей с нарушением зрения точных, расчленённых цветовых эталонов; усвоение их связей и отношений;
Публикация «Опыт работы „Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
• подведение детей к овладению системами цветовых свойств, таких как цветовой тон, светлота, насыщенность;
• формирование способов обследования цветовых свойств предметов и предметных изображений, узнавание цвета реальных объектов в животном и растительном мире;
• понимание сложных цветосочетаний, отношений между группами цветовых тонов и оттенками;
У детей с нарушением зрения существует трудность слияния чувственной информации со словесной интерпретацией. Для эффективного развития чувства цвета необходимо создавать специальные условия, основанные на разнообразии форм и методов работы. В своей работе, я использую наглядный игровой материал, позволяющий формировать восприятие цвета у детей с нарушениями зрения.
1. В старшем дошкольном возрасте детей продолжают знакомить с основными цветами, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки.
Игра «Матрёшки на прогулке» позволяет закрепить представления о получение нового цвета из двух основных. Используется игровая ситуация, в которой от внезапно начавшегося дождика смешиваются цвета одежды матрёшек и зонтиков. В результате получается новый цвет.
Дети знакомятся с цветами спектра и последовательностью их расположения. В этом помогают игры : «Радуга» и «Цветик-семицветик».
В игре «Цветик-семицветик», педагог раздаёт детям листки, на которых в контуре изображен цветок с семью лепестками и предлагает закрасить. Обращает внимание на то, что начать нужно с красного лепестка, затем пропустить один лепесток и следующий закрасить жёлтым, ещё пропустить два и шестой закрасить синим. После того как лепестки основных цветов закрашены, дети приступают к получению промежуточных цветов. Смешивают жёлтую и красную краски, получают оранжевую, закрашивают второй лепесток; смешивают жёлтую и синюю, получают зелёную, закрашивают четвёртый лепесток; синюю и белую, получают голубую, красную и синюю — фиолетовую.
3. Знакомим детей с делением цветов на теплые и холодные с помощью игры «Две гусеницы» в которой дети собирают гусениц из кругов подходящих по цвету.
4. «Подбери цвет вазы для осенних, зимних, летних веток» - происходит усвоение понятия контраста
5. Большое внимание уделяется выделению цвета реальных предметов в игре «Какого это цвета?»
6. Знакомство с понятием «светлота», выкладывание лепестков от темного к светлому и наоборот с использованием материала «Волшебный цветок»
7. Учить различать оттенки цветовых тонов, знакомить с названиями, которые используются в разговорной речи помогает «Коллекция цветной бумаги» с которой можно провести следующие задания:
а) выбери бумагу красного, синего, фиолетового… цвета
б) выбери самый светлый, темный, насыщенный жёлтый цвет;
г) подбери цвет для банана, лимона, яблока, лука и т. д. ;
д) подбери зелёный цвет для травы, весенней листвы, ели (с использованием трафарета);
е) придумай название цвету (песочный, малиновый, салатный, апельсиновый)
ж) «Четвёртый лишний» На фланелеграфе предметные изображения розового, малинового, бордового и лилового цветов. Педагог предлагает найти лишний цвет. Дети называют лиловый предмет объясняют свой выбор.
8. Создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики: «Выложи узор», «Узоры Серебряного копытца», (мозаики, стразы, зарисуй узор, подбери фон для узора (сочетание фона и страз)
Эффективность игрового материала в том, что он ориентирует детей на цветовые свойства объектов, способствуют овладению устойчивыми представлениями об этих свойствах и совершенствуют действия соотнесения цветовых объектов с усвоенными эталонными значениями.