Постникова Марина
Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи «Заяц-хваста»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи
Образовательная область: приоритетная ОО: «Речевое развитие»; интеграция ОО : «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Тема занятия : Русская народная сказка «Заяц-хваста».
Публикация «Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи „Заяц-хваста“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
Возрастная группа: старшая (дети 6-ого года жизни)
Цель занятия : формирование представлений детей о последовательности сюжета русской народной сказки «Заяц-хваста» через дидактическую игру на ИКТ оборудовании и продуктивных видов деятельности.
Задачи занятия :
• Образовательные:
1. Актуализировать знания детей о жанровых особенностях русской народной сказки.
2. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильно строя предложения.
3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
• Развивающие :
1. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание.
2. Развивать слуховое восприятие.
3. Обогащать словарь образными выражениями языка.
• Воспитательные:
1. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.
2. Воспитывать культуру чувств и переживаний.
Дополнительные задачи: Д / И «Что сначала, что потом» ( Дидактическая задача: учить детей правильно восстанавливать содержание услышанного произведения. Игровая задача: в правильной последовательности распределить сюжет сказки)
Словарная работа: хрестоматия, хваста, крестьяне, гумно, потрепать, мять, овёс.
Планируемые результаты занятия : знают сюжет сказки, умеют пересказывать текст сказки, умеют оценивать поступки героев русской народной сказки «Заяц-хваста», высказывают свое отношение к поступкам героев.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, беседы по сказкам.
Материалы и оборудование: интерактивная доска.
Демонстрационный материал: хрестоматия (старшая группа).
Раздаточный материал: фишки (красные, зеленые, листы для рисования (формат А5, цветные карандаши.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность
педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно-мотивационный этап Установить эмоциональный отклик детей на предстоящую совместную деятельность Мотивирует детей к успешной деятельности на занятии.
- Здравствуйте, ребята!
Стук.
- К нам сегодня кто-то пришел. Послушайте загадку и угадайте.
То «русак» он, то «беляк»,
То трусишка, то смельчак,
Любит прыгать, как кузнец.
Кто же этот «молодец»? (Заяц)
Воспитатель открывает «шторку» на экране, появляется заяц.
- Верно, это заяц. Словесный (приветствие, беседа)
Наглядный (звук колокольчика)
Форма - фронтальная Приветствуют воспитателя, выполняют указания воспитателя, улыбаются друг другу.
Включаются в образовательную деятельность.
2. Основной этап Поддерживать у детей интерес к теме занятия
2.1. Этап постановки проблемы Постановить и принять цель занятия
- Он пришел к нам не просто так, он хочет рассказать сказку о своем друге-зайце. Сказка эта русская народная. Вспомним, кто придумал русские народные сказки? (народ, люди)
- Правильно! А заяц нам хочет рассказать сказку «Заяц – хваста».
Словесный
(беседа, наводящие вопросы)
Форма – коллективная, фронтальная, индивидуальная Дети отвечают на вопросы. Выражают собственные мысли, чувства.
Поиск решения проблемы. Умение внимательно слушать воспитателя, не перебивая его.
2.2. Этап ознакомления с материалом Познакомить детей с русской народной сказкой «Заяц-хваста»
- Эту сказку мне читала моя мама, когда я была маленькой. Мне сказка понравилась тем, что она учит быть смелым, учит тому, что хвастаться – плохо.
- Эта сказка о зайце, который жил в лесу и хвастался. А в лесу зайцев много, а этот все хвастается. И усы у него необыкновенные, как у всех зайцев, а прямо усищи, не зубы, а зубищи, и не лапы, а лапищи.
- А эта сказка находится в хрестоматии.
- Кто знает, что такое хрестоматия?
- Хрестоматия – это книга, где собраны все рассказы и сказки для детей.
- А рисунки художника Соловьева Геннадия Валентиновича делают эту сказку более красочной и живой.
- Ребята, как вы думаете, что же было дальше, заяц так и будет хвастать или нет?
- Настя, как ты думаешь?
- А ты, Аня?
- Тогда выберите свои предположения. Для этого у меня есть такие фишки. Если вы считаете, что заяц перестанет хвастать, то выберите зеленую фишку. А если вы считаете, что заяц будет дальше хвастать, то выберите красную.
- Аня и Настя считают, что заяц перестанет хвастаться, а Вика и Катя считают, что он будет дальше хвастаться.
- Предлагаю узнать, что же произошло на самом деле.
- В этой сказке есть непонятные для вас слова.
Дети проговаривают каждое слово.
Хваста – хвастун.
Крестьяне – сельские жители, которые занимаются хозяйством.
Гумно – сарай.
Потрепать – подёргать.
- Приготовились слушать сказку. Примите позу слушателя, спина ровная, ноги вместе.
1. Воспитатель читает сказку «Заяц-хваста». Словесный (беседа, чтение сказки)
Форма – коллективная, фронтальная Дети слушают воспитателя. Выражают собственные мысли, чувства. Дети планируют свою деятельность. Умение внимательно слушать воспитателя, не перебивая его.
2.3. Этап практического решения проблемы Развивать зрительное восприятие в процессе работы на интерактивном оборудовании.
Беседа по прочитанному:
- Так что же случилось, заяц так и остался хвастой или нет?
- Почему он стал храбрецом?
- Как вы думаете, правильно он поступил, что спас ворону?
- Правильно, ребята, потому что в первую очередь о нас должны говорить не слова, а поступки.
- Какой заяц? (Хвастливый, пугливый, трусливый, смелый, храбрый)
- А какая ворона? (Мудрая, к ней обращаются другие звери)
- Ребята, вспомним, как заяц хвастался. Я буду начинать предложение, а вы будете продолжать.
У меня не усы - а (усищи,
не лапы - а (лaпищи,
не зубы - а (зyбищи)
я никого (не боюсь).
- Все верно. А сейчас отдохнем.
Физкультминутка «Заяц»
Скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-поскок.
- Присаживайтесь на свои места.
- Какой отрывок в сказке вам больше всего понравился?
Чтение понравившегося отрывка из сказки «Заяц-хваста»
- Ребята, у меня для вас есть интересная игра. Но прежде, чем, мы начнем играть, вспомним правила работы с доской. (Руки должны быть сухими и чистыми. Работать на доске нужно стилусом, если его нет, то указательным пальцем. Работать на вытянутой руке. Не трогать провода.)
(Воспитатель открывает «шторку» на рабочем поле игры)
- С помощью волчка мы сейчас определим, чей ход будет первым. Каждый выберет себе цвет.
(Дети крутят волчок)
Д / И «Что сначала, что потом»
- Слушайте внимательно правила игры.
Перед вами игровое поле, ваша задача в правильной последовательности распределить сюжет сказки, за правильные ответы вы будете получать звездочки. А правильные ответы мы узнаем в зашифрованных ячейках.
Дети распределяют картинки и проговаривают сюжет сказки.
- Подведем итог, кто, сколько получил звездочек?
- Победила дружба.
- А сейчас попробуем пересказать русскую народную сказку «Заяц - хваста» по картинкам. Кто попробует?
(Заслушиваются несколько пересказов.)
- Молодцы, ребята, внимательно слушали, хорошо запомнили текст.
- Ребята, наши глаза устали, сделаем гимнастику для глаз. Развернитесь. Повторяйте движения за мной:
Гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Творческое задание.
- Сейчас я вам предлагаю нарисовать этого зайца-хвасту. Словесный (беседа, наводящие вопросы)
Игровой (физкультминутка, гимнастика для глаз, Д / И «Что сначала, что потом»)
Форма – коллективная, индивидуальная
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное. Отвечают на вопросы. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
3. Заключительный этап Подведение итогов, оценка результатов.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Ребята, вспомним, с какой сказкой мы сегодня познакомились?
- Чему учит эта сказка?
- С помощью сказки мы узнали, что хвастаться это плохо.
- С какими новыми словами познакомились?
- В начале занятия вы предположили, перестанет заяц хвастаться или нет?
- Ваши предположения совпали?
- Расскажите дома родителям, с какой сказкой мы с вами сегодня познакомились и чему он учит.
- А на следующем занятии мы будем читать другую сказку. Словесный (беседа, наводящие вопросы, похвала и поощрение)
Форма – индивидуальная, коллективная Слушают. Выражают собственные мысли. Обобщают. Делятся впечатлениями. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки.