Татьяна Туева
Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Развивать умение инсценировать отрывки из сказки. Формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.
Материал. Иллюстрации сказок, в которых есть заяц.
Ход занятия.
Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?
Публикация «Конспект занятия „Рассказывание русской народной сказки „Заяц-хваста“ в старшей группе» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
Может быть добро и ласку. Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают, Начинают говорить.
А вы хотите попасть в сказку? (ответы детей)
Тогда, в круг скорее все вставайте и диких животных называйте.
(дети встают в круг и по очереди называют диких животных).
Вы, конечно, поняли, что мы побываем в сказке, где живет кто-то из этих животных. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.
«Длинноухий, хвост короткий. У него характер кроткий,
Очень шустрый, трусоватый, В шубке беленькой, как вата,
Ну а летом - серый он, И по бегу – чемпион!»
Посмотрите, сколько иллюстраций я приготовила для вас, напомните мне, как эти сказки называются.
Какой чаще всего бывает заяц в сказках? (трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный)
А вот я знаю сказку, в которой заяц хвастался. Это русская народная сказка «Заяц-хваста».
-Но, прежде чем рассказать вам эту сказку, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте:
«Крестьяне» - это жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством.
«Гумно»- огороженные участок земли для хранения зерна.
«Кокорина» - коряга, дерево, вывороченное с корнем.
.Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках,
Зайке хочется скакать (прыгают на носочках,
Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая,
Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой)
Садитесь удобнее, я начинаю рассказывать, а вы слушайте внимательно, что бы смогли ответить на мои вопросы.
Рассказывание сказки «Заяц-хваста».
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала: — Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Беседа по содержанию.
• Кто был хвастуном в этой сказке?
• Где жил заяц?
• Когда ему жилось хорошо и когда плохо?
• Куда он ходил и зачем?
• Перед кем он хвастался?
• Кому рассказали зайцы про хвастунишку?
• Как ворона пристыдила зайца?
• Что случилось с вороной?
• Как заяц ей помог?
• Что сказала ворона зайцу?
-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в нашу сказку. У меня есть замечательные шапочки-маски.
- Представьте себе, что вы этот самый заяц – хваста! Изобразите его. (Объясняю выразительность движений: грудь вперёд, голова поднята кверху, глаза смотрят на всех сверху вниз, руки в боки, и пошёл хвастать громким голосом: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»).
-А сейчас изобразите, как выглядел этот самый заяц, когда рассказывал тётке Вороне, как хвастался. (Он был виноватым, голову опустил, плечи и лапы – тоже, голос – тихий)
-Вот его тётка Ворона и потрепала. А как это можно изобразить.
-Ребята, вы великолепные артисты.