Динара Нурулина
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира
Учебный предмет: Интегрированный урок : русский язык, окружающий мир, технология
Класс : 4
УМК: Перспективная начальная школа
Тема урока : Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение.
Публикация «Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе „Земля — планета Солнечной системы“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Планета Земля - наш дом
- Планеты солнечной системы
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы».
Цели:
Задачи:
Предполагаемые результаты:
Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения. Создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как важно научиться пользоваться дополнительными источниками информации (интернетом)
Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний : самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Ученики должны:
Знать: понятие «тезис»; что в тезисах кратко излагаются основные мысли каждой части доклада.
Уметь: делать научное сообщение по плану, делать сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать доклады товарищей
Уметь: записывать научный текст; пользоваться словарем; ставить ударение в словах
Тип урока Урок совершенствования знаний и умений
Формы работы учащихся Коллективная и групповая работа
Техническое оборудование Компьютеры, проектор
Педагогическая технология Проблемно-исследовательская деятельность
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональный настрой. (2 минуты)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне - Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?
- Конечно же, самый лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.
Слайд
На части не делится солнце лучистое,
И вечную Землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого,
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Слайд
Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает нас весь урок.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
2. Оформление записей на листах сообщения.
- Урок начнём с просмотра фильма.
Слайд
- о чём будем говорить сегодня на уроке?
Слайд
Солнечная, доклад, сообщение, оценка, тезис, научное, система, Земля.
выполняют записи
3. Актуализация знаний и определение задач урока.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
- А теперь попробуйте из этих слов составить два словосочетания. Что может объединять эти слова?
- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?
Научное сообщение «Солнечная система»
-Запишем тему.
- Точную задачу нам ставит учительница 2 класса, она прислала нам видеосообщение:
«Четвероклассники – это выпускники начальной школы. В 5 классе у них появится много новых устных предметов, таких как история, биология, география. Им нужно будет готовить много устных выступлений и делать научные сообщения. А мои второклассники очень любят слушать интересные сообщения. Подготовьте, пожалуйста, для них научное сообщение на тему «Солнечная Система». В добрый путь!»
С уважением …
- Какие задачи поставим перед собой? Какой должна быть информация? (интересной, познавательной, научной)
- Одна из важных задач - подготовиться к итоговому тестированию по этой теме.
- Для начала нужно вспомнить, чем научный текст отличается от ненаучного.
- Работа предстоит большая, времени у нас не так много, поэтому работать предлагаю в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группах.
-Каждая группа получает вопрос, выбирает необходимый интересный материал для сообщения, который многим ребятам 2 класса ещё не известен, оформляет записи на листах-докладах. Выбирает спикера, который представит нам свою часть общего сообщения. Потом мы выполним тест, будьте активны.
- Каждая группа может воспользоваться дополнительной информацией из интернета на цветных листах. Напоминаю, мы работаем с научным текстом.
Русский язык 4 класс 2 часть стр. 46-48
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП:
1-я группа «Планеты земной группы»
1. Какие космические тела образуют Солнечную систему?
2. Какие планеты относят к планетам земной группы?
3. Самое интересное о планетах земной группы. Почему Земля – это особая планета Солнечной системы?
Практическая работа: изготовление моделей планет земной группы.
Русский язык 4 класс 2 часть стр. 46-48
Окружающий мир 4 класс 1 часть стр. 49 - 58
Окружающий мир 2 класс 1 часть стр. 17-34
Дополнительные материалы из интернета
2-я группа «Планеты-гиганты»
1. Какие планеты относят к группе планет – гигантов?
2. Самое – интересное о планетах – гигантах
3. Каковы размеры Солнечной системы по сравнению с миром Вселенной?
Русский язык 4 класс 2 часть стр. 46-48
Окружающий мир 4 класс 1 часть стр. 49 - 58
Окружающий мир 2 класс 1 часть стр. 17-34
Дополнительные материалы из интернета
3-я группа «Небесные малые тела»
1. Какие тела относятся к малым телам солнечной системы.
2. Из чего состоят астероиды, метеориты и кометы?
3. Есть ли угроза для Солнечной системы от комет, метеоритов и астероидов?
4-я группа «Исследователи»
1. Выполнить презентацию с интересными фактами по теме «Солнечная система. Уникальность планеты «Земля» для учеников 4 класса. (2 класса)
Русский язык 4 класс 2 часть стр. 46-48
Окружающий мир 4 класс 1 часть стр. 49 - 58
Окружающий мир 2 класс 1 часть стр. 17-34
Дополнительные материалы из интернета
- Не забывайте писать грамотно, аккуратно, каллиграфически верно.
- Кроме заданий, дополнительных материалов, что ещё есть у вас на рабочем месте? На уроках технологии мы уже работали с этими материалами.
- Как вы думаете, для чего они нужны?
(будете делать модели планет и малых небесных тел)
- Для того чтобы сделать модели, что нужно знать?
(размеры, цвет, отдалённость от солнца)
Информацию вы можете найти в дополнительных материалах из интернета.
- Прежде чем приступить к делу, послушаем песенку, из которой тоже можно получить необходимые сведения по теме.
Дети формулируют тему и задачи урока.
Учащиеся формулируют тему
Дети рассказывают правила
1 группа «Солнечная система. Планеты земной группы»
2 группа «Планеты – гиганты. Вселенная»
3 группа «Небесные малые тела»
4 группа «Исследователи»
Дети получают задание, выбирают источники для сообщения (энциклопедии. книги серии «Я познаю мир», учебники)
слайд
Целеполагание.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
4. Самостоятельная работа детей в группах с текстами (15 минут)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
1- Пока окончательно разобраться в том, как возникла Солнечная система, не удалось никому. По одной из гипотез планеты возникли в результате столкновения кометы или звезды с Солнцем. Из раскалённого вещества Солнца отделились спутники, которые постепенно остыли и стали планетами.
- Солнечная система движется относительно центра галактики со скоростью 250 километров в секунду.
- Кроме планет вокруг Солнца движется огромный рой космических тел – астероидов.
2. - Вселенная невообразимо велика, она простирается на миллиарды километров. Расстояния во вселенной огромны, они измеряются особой единицей. Это световой год, то есть расстояние, которое свет проходит за год (около 3000.000 километров в час)
- Самая близкая к Земле звезда (не считая Солнца, которая называется Проксима Центавра, находится от Земли на расстоянии более 4 световых лет
- Учёный и философ Джордано Бруно был первым человеком, который распознал истинную природу всей Вселенной.
- Многие астрономы считают, что Вселенная возникла в результате одного единственного невообразимой силы взрыва, который случился около 15 миллиардов лет назад. Он породил материю, энергию, пространство и само время.
- Учёные выяснили, что Вселенная по своему строению напоминает пчелиные соты, или мыльную пену, где гигантские ячейки образованы скоплениями галактик. Существует. Вероятно, около 100 миллиарда галактик и в каждой есть сотни миллиардов звёзд.
3. - Наша Земля из космоса кажется голубой – этот цвет придают окружа-ющая её атмосфера (содержащая азот, кислород и немного углекислого газа) и мировой океан, покрывающий более двух третей земной поверх-ности. Земля вращается вокруг наклонной оси, что приводит к смене времен года. Год на Земле длится 365 суток. Земные сутки длятся 24 часа. Земля имеет один спутник – Луну.
- На планете Земля есть вода в жидком, твердом и газообразном состоя-нии Вода – основа жизни. Наличие живых организмов – главное отличие Земли от остальных планет Солнечной системы. Ученые установили, что жизнь на Земле возникла около трёх с половиной миллиардов лет назад. На планете Земля произрастает огромное количество растений, существу-ет множество живых организмов.
- Атмосфера Земли поглощает как раз столько солнечной энергии, чтобы избежать перегрева и охлаждения. Она защищает Землю от бомбардировки метеоритами.
- Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
-Дети записывают в листы для доклада научную информацию
Работа в группах
Учащиеся в группах выполняют задание.
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
Умение слушать других, договариваться
4. Физминутка (2 минуты) Гимнастика для глаз
Наблюдение глазами за космическими телами
- Посмотрите на самую близкую к нам звезду
- Посмотрите на планету, которая имеет два спутника – Фобос и Деймос, что в переводе с латыни означает «Страх» и «Ужас». (Марс)
- Планета, масса которой намного превышает массу всех других планет Солнечной системы, вместе взятых. (Юпитер)
- Планета Солнечной системы, которую еще называют «властелин колец» (Сатурн)
- самая близкая к Солнцу планета (Меркурий)
- Планета носит имя древнеримской богини любви. (Венера) Дети следят глазами за объектами
5. Повторение памятки для выступления.
Евдокия Васильевна просит внимательно посмотреть на Памятку для выступления.
Памятка для выступления
- КОНСПЕКТ
- РЕПЕТИЦИЯ
- ПРИВЕТСТВИЕ
- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
- ГРАМОТНОСТЬ
- ВРЕМЯ
- ПАУЗЫ
- ТЕМП
- БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ВНИМАНИЕ
Работа в группах
-Проверка выполненной работы, отвечает один ученик от группы.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
6. Выступление групп с докладами.
Оценивание. (13 минут)
- Внимание! Внимание!
Прошу всех навострить ушки.
Слушать внимательно, всё запоминать,
Чтобы потом на тесты успешно отвечать!
- Приглашаем первую группу для научного доклада.
- Оценивание.
- Приглашаем вторую группу для научного доклада.
- Оценивание.
- Приглашаем третью группу для научного доклада.
- Слово группе «исследователей», которая составляла презентацию с интересными фактами о Солнечной системе
-ответы детей
8. Закрепление материала по окружающему миру. Тестирование.
Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях.
Тест по теме: «Планеты Солнечной системы».
1. Планеты Солнечной системы изучают …
а) астрономы;
б) химики;
в) географы;
2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их …
а) 7;
б) 8;
в) 11.
3. Относительно Солнца планеты расположены так :
а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
4. Естественный спутник Земли …
а) Луна
б) Венера
в) Солнце
5. В честь римского бога войны названа планета…
а) Плутон;
б) Нептун;
в) Марс;
6. Глобус – это…
а) изображение Земли.
б) уменьшенная модель Земли.
в) уменьшенное изображение поверхности Земли.
7. Ближе всего к Земле находится планета…
а) Венера
б) Марс;
в) Нептун:
8. Время полного оборота Земли вокруг своей оси…
а) 7 суток
б) 24 часа
в) 365 суток
9. Время полного вращения Земли вокруг Солнца…
а) 7 суток
б) 24 часа
в) 365 (366) суток
- Самостоятельная работа детей
- ответы детей на вопросы
Регулятивные: коррекция, контроль.
7. Самооценивание (слайд)
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке 1 –а 2- б 3-в 4-а 5-в
6-б 7-а 8-б 9- в Личностные: самооценка,
10 .Рефлексия.
- На мой взгляд, нам сегодня многое удалось.
- Чего не хватает на нашем макете?
(звёзд)
У вас лежат конверты со звездочками.
Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры,
красные – холодные,
желтые –горячие, например, звезда Солнце.
Белых звезд температура 10 тысяч градусов.
И самые яркие звезды –голубые, их температура на поверхности -30 тысяч градусов.
В древние времена появилась примета о звёздах.
- Какая примета?
«Если видишь падающую звезду - загадай желание, и оно исполнится.»
-- Давайте бросим на наш макет «звёзды» и мы загадаем желание.
Я хочу напомнить, что настоящие звезды с неба не падают. А что называют падающими звездами - это метеоры, то есть небольшие космические тела, которые сгорают, пока падают на землю
Дети поют песенку «Ты да я, да мы с тобой» и «запускают» спутник «Дружба»
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11. Подведение итогов
Я умею…
Было интересно…
Я теперь смогу…
Сегодняшний урок принёс каждому из нас… Учащиеся заканчивают предложения. понимание успеха или неуспеха в УД.
12. Домашнее задание - Дописать сообщение, подготовиться к выступлению перед детьми 2 класса
- составить тест из 5 вопросов с тремя вариантами ответов по теме «Земля – планета Солнечной системы» Дети записывают задание по выбору