Ирина Андреевна Чернобай
Технологическая карта урока русского языка УМК «Гармония» «Знакомтсво с приставкой и суффиксом» (второй класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе ОС «Гармония», учитель Чернобай И. А.
Тема Введение понятий «приставка» и «суффикс» («Знакомься : другие части слов!»)
Цели
Образовательные:
Формирование представления о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих свое значение и выполняющих в слове важную работу.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от осознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности.
- Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой, вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.
- Коммуникативные УУД: Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Создавать устные и письменные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства.
- Познавательные УУД: Осознавать необходимость новой информации, черпать её из учебника, из объяснения учителя. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей.
- Наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения.
Планируемый результат Предметные:
Знать понятия «приставка», «суффикс».
Уметь: выделять приставку и суффикс в слове; называть признаки приставки и суффикса;
Личностные: Иметь представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Осознавать свои достижения, преодолевать возникающие учебные затруднения. Положительно относиться к учению, проявлять уважение к себе как обучающейся личности.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия Слово, значение слова, однокоренные слова, части слова, корень, суффикс, приставка, окончание.
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 2 класс, 2ч.
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь-задачник ч. 3
Учебная презентация
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнение типа урока;
- уточнение тематических рамок. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
Организует учащихся на начало урока.
Уточняет тематические рамки. - Мы рады приветствовать в нашем классе гостей! Поздоровайтесь, ребята!
- Начать наш урок я хотела бы с девиза. Помогите мне: СЛАЙД № 1
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Ученику всегда поможет
Простой девиз: «Хочу всё знать!»
- Какой девиз у нашего урока? («Хочу все знать!»)
- А почему полезно получать НОВЫЕ ЗНАНИЯ?
(Знания делают нас умнее и мир вокруг лучше)
- Я желаю вас стать умнее и улучшить мир вокруг нас. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II.Чистописание. Актуализация опорных знаний (8 мин)
Цели:
актуализация опорных знаний и умений;
Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.
С помощью учителя повторяют опорные знания, составляют таблицу-опору
Организует формулирование темы и целей урока учащимися, проверку домашнего задания
Чистописание.
1. Прочитайте слова. Какое слово «лишнее»? Почему? (косарь – отличается значением).
2. Запишите на след. строке слова, которые объединены общим смыслом, соблюдая все правила каллиграфии.
коса косичка косы
-Какое слово является проверочным? Почему? Обозначьте их.
-Какая еще орфограмма? (сочетание ЧК/ЧН)
3. Найдите изменения одного и того же слова. (коса, косы). Чем они отличаются? Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)
4. Найдите пару однокоренных слов (коса-косичка/ косы-косичка/ коса-косарь). Что общего в этих словах? (значение и корень). Выделите его.
5. Каково значение корня? (в нем заключено значение слова).
* многозначность слов
ИТОГ: Какие части слова вспомнили? Каково их значение? Начнем составлять таблицу – опору.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ Строить предложения при ответе на вопросы.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) Формулирование темы урока, постановка цели.
(20 мин)
Цель: организация формулирования темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися;
- работа по введению понятий «суффикс», «окончание»; их условного обозначения; тренировка в определении и выделении частей слов.
Завершают мысль. Составляют слово из частей.
Отвечают на поставленные вопросы.
С помощью учителя формулируют тему, цели урока.
Заменяют описание предмета его названием, выделяют части слов. Организует работу учащихся над заданием.
Вводит понятия и обозначения приставки и суффикса.
Эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка, латинского. В переводе на русский язык они значат : приставка (её ученые называют еще по-другому – префикс) - «приставленный впереди», а суффикс – «подставленный».
Задание 509 устно нужно закончить мысль
-Первые весенние цветы, которые начинают расти еще под снегом, так и называются (под-снеж-ник-и)
СЛАЙД № 2
- О чем же идет речь?
- Сложим это слово из частей, как из деталей конструктора, и запишем его.
- Обозначим известные части слова. Повторите о их работе.
- Все ли части назвали? Проблема? (да)
- На уроке будем повторять известные знания или добывать новые? (новые)
СЛАЙД № 3
-Какие этапы добывания знания? (что я не знаю? Сам найди способ)
-О чем сегодня должны узнать?
ТЕМА УРОКА
-Определите цель нашего урока
ЦЕЛЬ УРОКА
• Какие еще части есть в слове
• Есть ли у них своя работа?
РАБОТА ПО ГРУППАМ
-Вспомните, какие «ключи» к открытию знаний мы используем? (работа с учебником/ энциклопедией/ справочником; информация из Интернета; спросить у учителя/родителя).
- Какие правила работы в группе вы знаете?
- Сегодня мы воспользуемся учебником.
Задание 510 – узнаем о незнакомых частях слова.
-Используя сведения из учебника, заполните листы с заданием.
Физминутка
ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППЕ
- Назовите и обозначьте еще не указанные части слова подснежники.
ИТОГ: Какие части слова узнали? Каково их значение? Закончим составлять таблицу – опору.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
Уметь выделять в слове корень и окончание.
Уметь определять этапы уч. деятельности;
Умение определять тип, тему и цель урока
Умение работать в группе
Знать что такое приставка, суффикс, уметь их находить и обозначать.
Знать как найти части слов, уметь определять состав слова и обозначать его части.
Строить понятные высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. (Коммуникативные УУД)
Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. (Познавательные УУД)
Строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем (Коммуникативные УУД)
IV. Контролирующее задание (10 мин)
Цель: закрепление умения подбирать антонимы к предложенным словам, отмечать часть слова, при помощи которой они образованы Выполняют задание по инструкции самостоятельно. Организует работу класса над заданием.
Задание 511 (ТПО) – Заменить одним словом, обозначить все известные тебе части слов, не забывай про орфограммы:
• Детеныш тигр
• Человек, работа которого – летать на самолете
• Мальчик, который учится в школе
• Ребенок, который еще не дорос до школы
• Маленький дуб
• Маленькая береза
• Сок березы (какой)
• Берег моря (какой)
• Работа в классе (какая)
ИТОГ: Какое задание выполняли? Правописание каких орфограмм повторили?
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ Знать, что такое антонимы, уметь подбирать антонимы к предложенным словам, выделять части слова, при помощи которых они образованы. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин)
Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. Выполняют самооценку работы.
Записывают домашнее задание. Организует рефлексию.
Выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию. -Какова тема нашего урока?
-Какую цель поставили?
-Исходя из цели урока, кокой результат д. б. достичь?
-Достигли его?
ПРОДУКТИВНОЕ ПОВТОРЕНИЕ
- Какие части могут быть в словах кроме корня и окончания?
- Какую работу выполняет каждая часть в слове?
-Чем похожи новые части слов? Чем отличаются?
-Оцените себя. Кто получил радость от открытия новых знаний?
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ – ОБЩАЯ ОЦЕНКА
Дома: с. 106 сведения; упр. 514 Делать обобщение по работе над заданиями урока. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).