Елена Борисова
Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
Вступление. (1-2 предложения)
(Я смотрю на картину… .Передо мной картина художника….. На картине…. .(свой вариант)
Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.
Почему художник дал картине такое название?
Основная часть. - Описание картины
Мальчик двор снег
Проснулся, подошёл к окну;
застыл на месте от неожиданности;
стоит как заколдованный
(заворожённый);
не может пошевелиться;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
не может глаз оторвать Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён он (выпал первый снег) А у мальчика какое настроение? О чём он думает? Вчера:
-Представьте, что он видел вчера во дворе? Унылая картина;
всё тёмное,
мрачное;
грязь;
сырая, тёмная
земля;
голые деревья;
последние листочки на деревьях не радовали взгляд Сегодня:
- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?
Необычайно светло;
очень яркий свет;
больно глазам;
двор весь белый, чистый;
как в сказке;
чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное запорошил
как лебяжий пух;
порхает, кружится,
тихо танцует;
пушистый,
как вата;
повис клоками на заборе
Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство? изумление,
волнение, интерес, очарование,
восхищение восторг, радость,
удивление
3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) – (Мне нравится ….. Мне радостно смотреть… .
Картина вызывает у меня …. Смотрю на картину и ….. После знакомства с этой картиной….
Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
Вступление. (1-2 предложения)
(Я смотрю на картину… Передо мной картина художника….. На картине…. .(свой вариант)
Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.
Почему художник дал картине такое название?
Основная часть. - Описание картины
Мальчик двор снег
Проснулся, подошёл к окну;
застыл на месте от неожиданности;
стоит как заколдованный
(заворожённый);
не может пошевелиться;
не может глаз оторвать Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён он (выпал первый снег) А у мальчика какое настроение? О чём он думает? Вчера:
-Представьте, что он видел вчера во дворе? Унылая картина;
всё тёмное,
мрачное;
грязь;
сырая, тёмная
земля;
голые деревья;
последние листочки на деревьях не радовали взгляд Сегодня:
- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?
Необычайно светло;
очень яркий свет;
больно глазам;
двор весь белый, чистый;
как в сказке;
чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное запорошил
как лебяжий пух;
порхает, кружится,
тихо танцует;
пушистый,
как вата;
повис клоками на заборе
Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство? изумление,
волнение, интерес, очарование,
восхищение восторг, радость,
удивление
3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) – (Мне нравится ….. Мне радостно смотреть… .
Картина вызывает у меня …. Смотрю на картину и ….. После знакомства с этой картиной….
Русский язык №41 4класс
Тема «Сочинение - описание по картине»
Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.
Планируемые результаты:
Познавательные
познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»;
Регулятивные
учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
Коммуникативные
Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;
Личностные
развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.
Универсальные учебные действия
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Тема урока
- Сегодня мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.
III. Беседа о художнике и его картине.
Рассказ о художнике. Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов. Родился 30 октября 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе, 1939-45).
В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.
С. А. Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России, а также в частных коллекциях за рубежом: Германии, Японии, США, Франции.
Выразительное чтение стихотворений.
Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима»
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
… В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем…
И. Никитин
Первый снег
Первый снег обнимает траву,
Ветер, словно из сказочных тем.
А я счастлив и радостен тем,
Что смеюсь и живу наяву.
Разлохматил прически берез
Ветер буйный.
Доносится смех.
И уже не из сказок и грез
Выпал первый искрящийся снег.
Николай Селезнёв
3. Беседа.
О каком времени года идет речь?
Назовите зимние месяцы.
- Декабрь, январь, февраль — зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.
Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)
Объясните значение этих слов.
Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?
- Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.
4Рассматривание картины.
Какие краски здесь преобладают?
Созвучны ли строки стихотворений данной картине?
Ваши впечатления от представленной картины?
Нам предстоит описать картину С. А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)
5. - Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
Дети поочередно дают ответы.
- Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?
IV. Собирание рабочих материалов.
Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.
— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане?
— Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
- Как бы вы назвали эту картину?
- А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему?
- К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?
- Правильно, это пейзаж, но это пейзаж зимний (по времени года, пейзаж сельский (по месту изображенного).
- Какие краски использует художник для изображения природы?
Мне кажется, автор изобразил себя:
“В детстве зиму ждешь с особым нетерпением.
Каждое утро, только открыв глаза, я уже бежал к окну и прильнув лицом к стеклу, всматривался в хмурый день. Опять темно и сыро, черная земля, озябшие деревья.
И вот однажды я проснулся навстречу волшебству. В комнате было особенно уютно, а из окна лился мягкий свет. Я бросился к окну. Двор изменился до неузнаваемости! Чистый, пушистый снег ковром укрыл землю, укутал деревья в белоснежные шали. А как светло и празднично вокруг!
Я застыл и не дыша смотрел на зимнюю сказку. Сколько чудес таит в себе природа!”
РАССМОТРИТЕ КАРТИНУ. Как бы вы сами описали ТО,ЧТО видите?
А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
снег – белый, легкий, как пух, …
деревья — с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья,.
листья — желтые, зеленые, …
Кусты - спрятались под снегом, …
- Что вы видите на этой части картины?
Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем зиму на картине
С. А. Тутунова и заполним таблицу.
Что изображено Рабочие материалы
Мальчик маленький
Время ранним утром,
Зима волшебная, праздничная
Снег пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле
Деревья и кусты Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные,
Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви,
Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом
Земля, забор все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,
Воздух чистым, свежим воздухом
Настроение Радостное, праздничное, восторженное
Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями.
V. Составление плана.
- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.
В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»
- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).
- О чем скажем в основной части? (опишем героя).
- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)
ПЛАН.
1. Художник и картина.
2. Описание картины /Мальчик у окна. Зима/
3. Мое отношение к картине.
- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.
VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.
VII. Итог урока.
Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?
На картине «Зима пришла» мы видим маленького мальчика, который задумчиво стоит у окна. Такое ощущение, что на картине утро и маленький мальчик проснувшись, подбежал к окну и увидел свой первый снег. А за окном открывает просто таки необычайная картина, так как еще вчера вечером весь двор дома был невзрачного темно – черного цвета, а сегодня этот же двор выглядит как белоснежный пуховой платок, так как все вокруг укрывает белоснежный снег. Белый снег кружится большими хлопьями в медленном и очень тихом танце. А мальчик стоит с таким задумчивым видом, потому что он наверняка мечтает о новогодних подарках и о том, что в совсем скоро придет такой долгожданный праздник Новый Год.
А на дальнем плане этой картины за плотной снежной пеленой еле виден другой дом.
Наконец-то такая долгожданная и любимая всеми зима пришла… Вся земля стала абсолютно белая как чистый лист бумаги, а на ветках деревьев лежит небольшой серебристый иней. Практически для каждого человека, зима – это волшебный блеск снега, морозный воздух и абсолютное спокойствие души. Также зима – это безбрежный океан белоснежного снега, который тихо хрустит под ногами, морозный воздух, которым просто невозможно надышаться. А еще у многих наверняка зима ассоциируется с несколько терпким запахом мандарин, и, конечно же, елка, наряженная старинными бабушкиными игрушками, которые уже достаточно много лет украшали новогоднюю красавицу, а дополняет новогоднюю елку современное мерцание гирлянд. Ведь, правда нет ничего лучше новогоднего настроения, празднично наряженной елки и ароматного и несколько терпкого запаха мандарин?
Картина С. А. Тутунова «Зима пришла» четко показывает то, что зима – это самая загадочное и, пожалуй, самое красивое время года. Такую пору года обожают абсолютно все люди, от мала до велика.
В зимнее время года каждый человек верит в осуществление своей самой заветной мечты, верит, что произойдет какое - либо приятное чудо, которое запомнится на длительное время. А душу будут согревать отлично проведенные дни зимней поры года. А картина С. А. Тутунова помогает поверить в настоящее непредвиденное чудо, которое оставит теплый отпечаток в душе человека на всю жизнь.