Приложение МААМ

Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс)

Светлана Филиппова
Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора

Цель: Развитие умений находить прямую речь перед словами автора, приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью до и после слов автора и их пунктуационного оформления.

Публикация «Конспект урока русского языка „Предложения с прямой речью“ (4 класс)» размещена в разделах

Задачи:

• отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;

• развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;

• воспитывать культуру учебной деятельности.

Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.

Оборудование: карточки, схемы, телефоны.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

. Актуализация знаний.

Работа в группе

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

Чтоб за работу получать

Только оценку «5».

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Письмо с комментированием.

Чес ный, св тить, со нце, вр дить, шка, выг нял, ран ий.

– Подчеркните орфограммы в словах.

Соедините буквы, являющиеся орфограммами.

Прочитайте, какое слово получилось? (Телефон).

Проговорим это слово.

Какую особенность написания этого слова можно отметить?

(В слове 2 безударные гласные Е).

Напишите это слово.

2. Словарная работа.

Что такое телефон? (Это аппарат).

В каких целях он используется? (Для разговора людей на расстоянии).

Сейчас Алина нам расскажет, как изобрели телефон, и как образовалось это слово.

«Многие специалисты предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Удалось американцу Александру Беллу. В 1876 он изобрёл первый телефон для практического использования.

Слово образовалось от греч. Теле_- вдаль, далеко; фон-звук.»

Назовите ещё слова с частью –теле- обозначающие предметы, которые могут что- то передавать на расстоянии. (Телевизор, телеграмма, телеграф, телескоп, телетайп.)

3. Работа с предложением

Дежурный каждого ряда выбирает карточку со словами (телефон, тел)

Командир группы получает задание:

составить предложение с данным словом и записать в тетрадь.

Проверка: зачитайте предложения, которые у вас получились.

В телескопе видны дальние звёзды.

По телевизору показывают мультфильмы.

В субботу нам пришла телеграмма из Москвы.

Я отправился на телеграф, и в моё родное село полетела срочная телеграммка.

4. Сценка «Диалог друзей»

Вы часто разговариваете по телефону? Много ли времени занимает ваш разговор?

Как вы считаете, этично ли это? Почему? (На разговоры тратится время)

Давайте попробуем сейчас воспроизвести телефонный разговор между друзьями.

Выходят 2 ученика берут трубки телефонов.

- Здравствуй Женя!

- Привет, Ксюша!

- Женя ты выйдёшь гулять?

- Сейчас я иду на занятия по английскому языку, освобожусь через час.

- Давай встретимся через час во дворе.

- Хорошо.

Ребята, а можно из данного разговора составить предложение с прямой речью? (Да, можно)

_ Вспомните, из каких частей состоит предложение с прямой речью?

(Из слов автора и прямой речи).

-Что показывают слова автора? (Кому принадлежит прямая речь).

-В чём особенность прямой речи? (передаёт дословно что было сказано).

- Чего не хватает для составления предложений с прямой речью в разговоре Ксюши и Жени? (Не хватает слов автора).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы.

-Кто сможет составить предложение с прямой речью?

( Ксюша спросила: «Ты пойдёшь гулять?»)

Покажите на таблице схему, которая соответствует этому предложению?

Выбирают ( А:П) из таблиц на доске.

А теперь попробуйте поменять слова автора и прямую речь местами.

-Что будет стоять на первом месте? (Прямая речь, а потом слова автора).

Какая последовательность у нас получится? (на доске) П а

Сможете ли вы правильно записать это предложение? (Нет)

А почему? (Не знаем правила постановки знаков препинания, когда прямая речь стоит перед словами автора.)

– Как думаете, что нового нам предстоит узнать на уроке? (Как оформить предложение с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью.)

Зачем нам это знать? (чтобы правильно писать письмо, сочинения-

-чтобы выразительно читать текст.)

Назовите тему урока : Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

III. Совместное открытие знаний.

Физкультминутка. Сравните две схемы: А: «П» П а

Что нового вы увидели во второй схеме?

(Слова автора записаны с маленькой буквы)

Попробуйте расставить знаки препинания в схеме предложения с прямой речью перед словами автора. (Вызываю к доске несколько учеников)

На доске несколько схем: «П»,-а. «П!»-а.

«П?»-а. «П…»-а.

Хорошо, А какая из них верная? (ученики не уверены)

Где мы можем узнать, как правильно расставить знаки препинания?

В учебнике прочтите правило стр. 88 читают самостоятельно.

-Где может стоять прямая речь?

(Прямая речь может стоять до и после слов автора).

Как выделяется прямая речь? (Кавычками).

Какой знак препинания ставится после прямой речи перед словами автора?

(После прямой речи перед словами автора ставится тире.)

Какие знаки препинания ставятся в конце прямой речи? (Может стоять запятая, восклицательный, вопросительный или многоточие.)

На доске схемы.

«П»,-а. «П!»-а.

«П?»-а. «П…»-а.

-Сравним схемы на доске с вашими предположениями. Есть ли

среди них верный вариант ответа?

(ученики сравнивают свои варианты, делают выводы)

Просмотрите схемы. Какое отличие от схем предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора, вы заметили? (Слова автора начинаются с маленькой буквой, есть запятая после прямой речи.)

- Я рада, что у вас были свои варианты ответов на поставленную задачу.

Не страшно, что мы ошиблись. Зато теперь мы знаем правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью перед словами автора.

IV. Развитие умений.

V.Самостоятельное применение знаний.

VI. Рефлексия 1. Работа в рабочей тетради.

Запишите предложение, применяя изученное правило.

«Ты пойдёшь гулять?» - спросил Дима.

Один ученик работает у доски, проговаривая и объясняя свои действия, остальные пишут в тетрадях. (Выбрать на доске схему к предложению.)

Как правильно расставить знаки препинания при прямой речи перед словами

автора? (Делают вывод по правилу, если затрудняются прочитать ещё раз

в учебнике)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки) :

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Работа в учебнике.

1. Упр. 90 – развивается умение пунктуационно оформлять предложение с прямой речью перед словами автора.

Выполняется на доске под руководством учителя.

Упражнение будем выполнять по частям.

1) 1 и 2 у доски с комментированием

2) 3 и 4 самостоятельно.

Последовательность выполнения:

1) Чтение предложения. Объяснение выбора пропущенной буквы/запятой.

2) Устное проговаривание новых предложений, в которых ученики поменяли местами слова автора и прямую речь.

3) Запись предложений.

4) Самопроверка.

- Почему так расставили знаки препинания?

Поставьте на полях себе оценку. Кто оценил свою работу на «5» и «4»?

А сейчас возьмите конверты и достаньте карточку белого цвета, изучите её. Лист жёлтого цвета оставить в конверте. Задания разделены на уровни сложности (необходимый, повышенный, максимальный). Их нужно выполнить, не нарушая последовательности.

1. Составьте схему предложения. (Н)

2. Раскройте скобки, расставляя знаки препинания. (Н)

3. Найди и обозначь прямую речь. (П)

4. Составьте и запишите вопросительное предложение с прямой речью перед словами автора. (М)

5. К схемам составьте предложения. (М)

Ребята проверьте правильность выполнения работы по листам самопроверки жёлтого цвета. Рядом поставьте себе оценку.

Какие задания не вызвали затруднений?

Что далось с трудом?

Кто оценил свою работу на «5» и «4».

Какие цели мы ставили в начале урока? (научиться оформлять предложение с прямой речью перед словами автора.)

Поднимите руку, кто сегодня собой доволен?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

VII. Итог урока.

- Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью перед словами автора? (формулируют изученное правило).

–Какие умения мы развивали?

– От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?

VIII. Домашнее задание. Для всех: выучить правило на стр. 88.

По выбору: упр. 91 или упр. 92.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Повторение. Имя существительное» Тема урока: «Повторение. Имя существительное» Цель обучения: повторение и систематизация знаний об имени существительном Задачи урока:.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном» Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени суще-ствительном; закрепить орфографические навыки; повторить категории.

План-конспект урока английского языка в 9 классе «Кто ваши любимые писатели?» План – конспект урока английского языка в 9 классе. Учебник «English 9», В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа и т. д. Тема урока: «Who are your favourite.

План — конспект урока французского языка в 7 классе на тему «À la mode de chez nous» УМК “L’oiseau bleu 7” Селиванова Н. А. Цели урока: Практическая: - закрепить лексику на тему «Les vetments»; - проиллюстрировать.

Стенгазета к Неделе русского языкаСтенгазета к Неделе русского языка Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель. В школе,в которой учится моя дочь,с.

Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола» Тема урока: Начальная форма глагола Учитель начальных национальных классов: Сендажы Антонина Петровна Цели урока: познакомить учащихся с.

Урок русского языка (2–3 класс 7 вида) «Части речи. Закрепление» УМК «Школа России» Тема: Закрепление изученного по теме: «Части речи». 2-3 класс 7 вида УМК «Школа России» Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания.

Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова» Урок усвоения новых знаний Цель урока: ученик научится находить в словах суффикс; Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу.

Урок русского языка в 3 классе «Части речи. Закрепление» Тема: Части речи. Закрепление Особенности урока: • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс)
Опубликовано: 12 марта 2016 в 19:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Филиппова (УИ 540645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД