Ольга Панченко
Технологическая карта урока литературы «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема урока : «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года"
2. Цели урока :
Образовательные: знакомство со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино» и его исторической основой, обучение основам анализа лирического произведения.
Воспитательные: воспитание уважения к великому прошлому России, чувства гордости за страну и народ, выстоявший в трудной ситуации; воспитание патриотических чувств на основе произведения.
Публикация «Технологическая карта урока литературы „Стихотворение М, Ю, Лермонтова „Бородино“» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература. Уроки литературы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.
3. Планируемые результаты:
Предметные: способствовать полноценному восприятию художественного произведения; проверить знание биографии М. Ю. Лермонтова; формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.
Личностные: воспитание интереса к литературе; воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров героев стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»; формирование познавательного интереса учащихся к чтению; формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль; развитие адекватной самооценки.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
• волевая саморегуляция;
• иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
• понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.
Познавательные УУД:
• извлекать информацию, представленную в разных формах;
• излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
• пользоваться словарями, справочниками;
• строить рассуждения.
• делать выводы
Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
• уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
• осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
4. Задачи:
-научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- расширять активный запас слов учащихся;
-развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;
-развивать умение пользоваться литературоведческими терминами;
- формировать умение слушать, работать в группе;
-совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
-воспитывать чувство любви к Родине.
5. Тип урока : урок открытия новых знаний.
6. Учебно-методический комплекс
1) Источники информации: программа, план урока, учебник
2) Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, мультимедийный компьютер
3) Дидактическое сопровождение: аудиозапись, видеозапись, презентация
4) Материалы для познавательной деятельности учащихся: учебник, раздаточные материалы на печатной основе, различные виды словарей, театральный реквизит
7. План урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Мотивация к деятельности Урок начинается с взаимного приветствия учителя и учащихся
Включает песню «Вставайте, люди русские…» С. С. Прокофьева.
Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся.
Просит подобрать ассоциации к слову БОРОДИНО.
Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока
Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С. С. Прокофьева.
Слушают вопросы учителя и отвечают на них.
Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО.
Выдвигают предположения о теме урока.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Активизирует опорные исторические и литературные знания, полученные в начальной школе (показ презентации). Организовывает работу по составлению бортового журнала урока.
Организует коллективный анализ учебной задачи; фиксирует гипотезы. Объясняет целеполагание урока, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Учащиеся слушают учителя и составляют бортовой журнал "Что мы знаем о М. Ю. Лермонтове из начальной школы?"
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения, определяют цели учебной деятельности.
3. Выявление места и причины затруднения Организует учебное взаимодействие. Создаёт проблемную ситуацию.
Организует обсуждение содержания выступлений учащихся.
Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва. Подготовленный учащийся рассказывает, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях. Все остальные учащиеся слушают и дополняют свои бортовые журналы "Что нового они узнали о М. Ю. Лермонтове?"
Слушают сообщение учащегося об исторических событиях, лежащих в основе стихотворения "Бородино".
Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве, по ходу просмотра выписывают основные этапы битвы. Осуществляют самопроверку по эталону, дополняют свои записи, слушают, обсуждают,
фиксируют собственные затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Подводит к теме, организует обсуждение темы, целей урока. Отвечают на вопросы, обсуждают и формулируют тему и цели урока.
5. Открытие учащимися нового знания Читает стихотворение «Бородино», организует работу по осмыслению содержания текста.
Слушают, участвуют в беседе по сюжету стихотворения, анализируют содержание поэтического произведения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует работу в группах с материалами учебника и дополнительной литературой (Приложение №1) корректирует выполнение заданий. Организует презентацию и обсуждение выполненных заданий. Проводят коллективное исследование, в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, учатся формулировать свою позицию, строят логическую цепь рассуждения,
анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, фиксируют результаты.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует прослушивание стихотворения «Бородино» в актёрском исполнении (Фонохрестоматия) и самостоятельную работу по составлению партитурной разметки фрагмента текста (расстановка логических ударений, ритмических пауз, интонационное повышение и понижение голоса, выразительное чтение отрывка учащимися, организует обсуждение степени выразительности чтения. Во фронтальном режиме слушают актёрское исполнение.
Составляют партитурную разметку отрывка так, чтобы передать патриотический пафос стихотворения, учатся использовать речь для регуляции своих действий, сравнивать, сопоставлять,
анализировать степень выразительности чтения одноклассников, выразительно читать,
понимать на слух текст стихотворения.
8. Включение в систему знаний и повторение Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения, выявляет осознанность восприятия текста (каждая группа получает пакет с вопросами по тексту стихотворения, приложение №2). Оценивает результаты обсуждения характеров героев поэтического произведения и выявления смысла стихотворения Анализируют поэтическое произведение с целью определения идеи стихотворения, характера героев, роли и значения лирического героя, делают обобщающий вывод о смысле поэтического произведения.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "Бородино" или "Мои впечатления от урока". Организовывает фронтальную беседу, предлагает выбрать домашнее задание:
1. Составить цитатный план стихотворения, выучить понравившийся отрывок из стихотворения наизусть.
2. Дополнительное домашнее задание (на выбор учащихся) :
-нарисовать иллюстрацию к стихотворению (на выбор учащихся)
-написать небольшую заметку «В жизни всегда есть место подвигу» (на выбор учащихся)
Составление синквейна в группах. Анализируют учебную деятельность, подводят итоги, делятся впечатлениями
Приложение 1
Работа в группах
Группа №1 – «Лингвисты»
Задание:
1. Пользуясь «Словарём устаревших слов русского языка» и «Словарём иностранных слов», дайте толкование лексического значения следующих слов:
редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурман, поле грозной сечи, постоять головою.
2. Как называются такие слова? Почему М. Ю. Лермонтов использовал именно эти слова? Можно ли было их заменить другими?
3. Оформите полученные знания в виде карточек-подсказок или плаката
Группа №2 – «Актёры»
Задание:
1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
2. Обратите внимание на смену настроений и интонаций в стихотворении. Чем она вызвана?
3. Охарактеризуйте героев стихотворения. Что заставило молодого солдата задать вопрос: «Скажи-ка, дядя,.»? Каким вы видите центральный образ солдата-артиллериста?
Группа № 3 – «Историки»
Задание:
1. Профессор Н. Л. Бродский писал: «Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения…» Какие реальные события лежат в основе слов старого солдата? При подготовке ответа используйте книгу Михаила Брагина «В грозную пору. 1812 год» (главы «Есть под Москвой большое поле», «Ночь накануне Бородинской битвы», «Первые атаки», «Опасный момент сражения», «Победу в бою добывают солдаты», «Редут смерти»). Отвечая на вопрос, проиллюстрируйте свои слова цитатами из стихотворения.
2. Каков исход сражения?
3. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения возникает ощущение победы? Какую оценку вы дадите исторической битве?
Группа № 4 – «Литературоведы»
Задание:
1. Как говорит рассказчик о начале сражения? Перечислите глаголы, передающие движение.
2. Охарактеризуйте строфы, рассказывающие о сражении (со слов «И только небо засветилось…»). Каким вы видите этот бой? Приведите примеры из текста.
3. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью? В работе можно использовать «Словарь литературоведческих терминов»
4. Напомните ребятам об уже известном им средстве фонетической выразительности (звукописи). Найдите определение аллитерации и познакомьте с ним ребят.
Приложение 2
Вопросы группам по тексту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»
1. Чем можно объяснить наличие в тексте стихотворения слов : «мы», «наш», «наши», «все»?
2. Что заставило старого солдата с гордостью говорить о прошлом?
3. Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?
4. Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
…Могучее, лихое племя…
Высказывает ли этим бывший воин недоверие к следующему поколению? Почему?