Антонина Сендажы
Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Начальная форма глагола
Учитель начальных национальных классов: Сендажы Антонина Петровна
Цели урока : познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы, формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме, определять глагол как часть речи по его значению и грамматическим признакам, определять глаголы неопределённой формы и употреблять их в своей речи.
Задачи: 1. Стимулировать активную познавательную деятельность учащихся.
Публикация «Конспект урока русского языка „Начальная форма глагола“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений. Воспитывать доброжелательность, ответственность, любовь к русскому языку.
Формирование УУД.
Личностные УУД: проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательное УУД: анализировать, выделять главное, строить рассуждения о теме, обобщать.
Коммуникативное УУД: формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, учитывать разные мнения.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия и действия товарищей.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
1. Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите ее в тетрадь слайд 1
2. Определение темы, постановка задачи и цели урока. Ребята, найдите в девизе урока, слова которые отвечают на вопрос: что делать? (учить, знать).К какой части речи относятся эти слова? (к глаголу) О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? Конечно же, - это ГЛАГОЛ. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
II.Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос.
-Что такое глагол?
- Изменяется ли глагол по числам?
- Какие три времени имеет глагол?
- Как называется глагол на тувинском языке?
- Какие времена имеют глаголы тувинского языка?
- Как изменяются глаголы на тувинском языке?
2. Найдите в пословицах глаголы, поставьте к ним вопрос, определите время и число. (Что сделал? ВЗЯЛ- пр. вр., ед. ч., м. р., Что сделаешь? ЗАСКУЧАЕШЬ - буд. вр, ед. ч., 2 лицо)
-А можно ли определить время и число глаголов УЧИТЬ и ЗНАТЬ? (Нет).
-Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Глаголы, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Правильно сформулировать тему и цели урока нам поможет учебник.
Откройте страницу 52, прочитайте тему и цели урока.
III. Новая тема.
1. Работа по таблице.
слайд 2
- Читайте глаголы парами и поставьте к ним вопросы. Скажите, чем различаются пары глаголов в первом и во втором столбиках (В глаголах второго столбика есть приставки. Они обозначают законченное действие). Спишите, обозначая приставки. Подчеркните в глаголах -ть, -чь, - ти.
Сделайте вывод по данной таблице. (При затруднении учащиеся могут обратиться к выводу в учебнике на стр. 54)
Вывод. Глаголы учить - выучить, писать - написать, нести - принести, печь - испечь- это глаголы неопределенной формы. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы : что делать? что сделать? Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ТЬ, -ТИ,- ЧЬ. В глаголах неопределенной формы -ТЬ, -ЧЬ пишутся с мягким знаком.
IV. Закрепление новой темы.
Читайте действия и выполните движения. слайд 3
1. Упражнение 4, стр. 55. (Устно). Задание к упражнению. Читайте. Ставьте к глаголам вопросы. Скажите, с какими словами употребляются глаголы в неопределенной форме.
Образец. Мне надо (что делать?) читать.
Мне надо (что сделать) прочитать.
Что делать? Что сделать?
мне надо (нужно) читать прочитать
тебе можно (нельзя) рассказывать рассказать
я должен (должна) решать решить
Вывод учащихся. Со словами надо, нужно, можно, нельзя, должен, готов, рад, могу, хочу употребляются глаголы неопределенной формы, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
2. Составление диалогов по образцам. слайд 5
3. Работа в группе. Самостоятельная работа. слайд 6
V. Итог урока. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
- Какие цели мы ставили перед собой? Удалось ли нам решить их?
-На какой вопрос отвечает глагол неопределённой формы?
-Назовите окончания глаголов неопределённой формы.
Рефлексия.
Оцените свою работу и работу товарищей на уроке. Кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке?
слайд 7
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались, поднимите красный жетон.
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, поднимите жетон синего цвета.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите жетон зеленого цвета.
Выставление оценок учителем.
Спасибо, ребята, за урок. Вы активно работали, были внимательны, помогали друг другу.
Домашнее задание. Упражнение 9, стр. 57