Елизарова Наталья Викторовна
Развитие словаря детей раннего возраста в процессе ознакомления с произведениями детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА) В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Елизарова Наталья Викторовна,
воспитатель
ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Православный детский сад во имя преподобного Серафима Саровского города Нижнего Новгорода»
Публикация «Развитие словаря детей раннего возраста в процессе ознакомления с произведениями детской художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой в современном детском саду.
Ключевые слова : развитие словаря; дети младшего дошкольного возраста; ознакомление с детской художественной литературой.
В младшем дошкольном возрасте развитие словаря детей является актуальным, так как в данном возрасте появляется потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок готов и хочет общаться, но у него нет знаний (не достаточно развит активный словарь). ФГОС ДО определяет речевое развитие детей как овладение речью, а именно как средством общения и культуры. Детская художественная литература является эффективным средством развития словаря детей дошкольного возраста, способствующим всестороннему развитию.
Благодаря средствам выразительности языка художественные произведения приобретают интонационную окраску, становятся более эмоциональны, тем самым способствуют развитию у ребёнка дошкольного возраста мышления, воображения, восприятия, а также словаря.
Для более эффективной работы в период дошкольного детства должна подбираться и использоваться правильная литература. Ей можно пользоваться не только на занятиях, но и в других видах деятельности. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т. д.). Книги, которые мы использовали в различных видах деятельности, были ярко иллюстрированы, что вызвало у ребёнка желание не только потрогать, а рассмотреть картинки и узнать, о чем это произведение.
В ходе чтения детям произведений детской художественной литературы развивали и обобщали словарный запас новыми словами и выражениями. В процессе работы с детьми происходит развитие и обогащение словаря с использованием различных форм работы, это:
• чтение книги педагогом - читали знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой;
• рассказывание художественной литературы педагогом - даёт возможность развивать коммуникативные навыки детей в процессе беседы по содержанию произведения, диалога детей с педагогом и сверстниками;
• инсценировки - повторяли наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы; учили с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;
• заучивание наизусть - учили детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Благодаря тому, что слова повторяются неоднократное количество раз, они закрепляются и активизируются в словаре детей. Детская художественная литература написана точным, эмоциональным, образным и литературным языком, который воспринимается ребёнком.
Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребёнка, в ходе работы были подобраны определённые тексты. Приведё м несколько примеров:
• Русские народные песенки, потешки: «Ладушки, ладушки», «Петушок, петушок», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Баю-бай, баю-бай», «Киска, киска, киска, брысь», «Как у нашего кота», «Пошел, кот под мосток», «Огуречик, огуречик.».
• Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Как коза избушку построила», «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и козлята».
• Произведения поэтов и писателей России. 3. Александрова «Прятки»; А. Барто «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов «Курица с цыплятами»; В. Жуковский «Птичка»; Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова «Баиньки».
Детская художественная литература для ребёнка-дошкольника, это реальность эмоций и чувств. Ребёнок вместе с героями переживает все события, малыш испытывает весь спектр эмоций, на протяжение чтения сказки. После этого ребёнок хочет перенести ситуацию в реальную жизнь, сам её сыграть, а это у него получиться только в игре. Мы взрослые, должны помогать ребёнку, поддерживать его и стимулировать.
Большое внимание нами так же уделяется содержанию книжного уголка - должно быть 3-4 книги по возрасту, но обязательно несколько экземпляров одного произведения, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.
Таким образом, система работы проведена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, выполнены все условия, мы получили положительный результат, а именно: обогащение и развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Дети в своей речи используют большое количество слов, отвечают на вопросы, больше стали общаться между собой, чаще стали обращаться к воспитателям.
Список литературы :
1. Белинова Н. В. Методические аспекты литературного образования детей дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015.№1.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. «Теория и методика развития речи детей» - 4 изд., перераб. И доп. – М. : «Академия», 2013
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014