Алешина Наталья
Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой
▼ Скачать + Заказать документы
Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, однако она имеет сильное воздействие на развитие ребёнка. Одна из функций этой игрушки – воспитание, приобщение ребенка к нормам социального мира
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение социального опыта. И направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях,, нравственности. Меленькие дети, играя с куклой, усваивают простейшие навыки социализации и общения
Что бы наша работа шла последовательно, я разработала и реализовала проект в нашей группе «Наша Таня»
Выбранная тема показалась мне интересной потому что, кукла имитирует взрослый мир, тем самым, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.
Цель проекта: С помощью активизации игровой деятельности детей с куклой, способствовать формированию правильного эмоционального отношения детей к окружающему миру, обучать умению общаться друг с другом и взрослыми, имитируя отношения последних в социуме, развивая коммуникативные стороны личности, тем самым подготавливать ребёнка к серьёзным социальным отношениям в мире взрослых.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать эмоциональную сферу личности, культуру восприятия.
2. Пробуждать активную познавательную деятельность, образное, творческое мышление.
3. Воспитывать нравственно - осознанное отношение к миру.
4. Познакомить детей с историей возникновения народной куклы на Руси, её видах и задачах.
5. Познакомить с современной русской куклой и национальными куклами народов России.
6. Расширять представление о зарубежных куклах.
7. Воспитывать толерантное отношение к культурному наследию народов мира.
Проект построен и реализовывался по классической форме в три этапа
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
- Сбор информации
- Ознакомление родителей с темой на родительском собрании с целью подключения их
к участию в проекте.
2. Организационно – методический
- Оформление методического материала.
- Подбор кукол разных видов.
- Написание конспектов занятий и бесед.
- Составление картотеки игр с куклой
3. Практический:
- Цикл игр- занятий с куклой
- Создание игровых ситуаций.
- Рассматривание иллюстраций, подобранных кукол с беседами о них.
Оформление кукольного уголка)
- Привлечение родителей к сбору и изготовлению некоторых видов кукол.
4 Подведение итогов
Проект не имеет узкой направленности, он способствует всестороннему развитию детей и соответствует образовательным областям ФГОС В основе своей работы я использовала программу нашего детского сада
Для формирования игр с куклой нужна предметная среда, где можно обучать детей и коммуникативным навыкам, социализации и игровым действиям. В раннем возрасте особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками.
Р. И. Жуковская считает, что кукольный уголок – это «не хранилище безымянных кукол, а „местожительство" дружной кукольной семьи». Прием одушевления куклы позволяет проникнуться сочувствием к ней как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно.
Раньше в нашей группе у нас были обычные игровые уголки Но для более успешной реализации проекта,проанализировав предметную среду пришла к выводу. что, для достижения поставленных задач, этого недостаточно, нужно было нечто новее.
В группе была небольшая ниша, которая в принципе не была задействована и мы (совместно с родителями) решили организовать в ней комнату для нашей куклы Тани, оборудовав ее всем необходимым для осуществления социально – коммуникативного развития малышей. : кухня, умывальник, гостиная и спальная. Так появилась в специально отведенном месте уютная комната, где ребенку комфортно играть и общаться.
Проанализировав методическую литературу я составила картотеку игр- занятий с куклой,которая предусматривает последовательность формирования социальных навыков детей раннего возраста через игру с куклой. Свою работу начала с показа и обучения малышей действию с куклой с самого простого.
Учила бережно держать куклу, кормить, играть с ней,укладывать спать, купать.
Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых – так проходит отработка и накопление простейших жизненных социальных навыков Сначала обучаю детей отдельным игровым действиям (например, кормление куклы, укладывание спать) а затем постепенно объединять в единую последовательную линию действий (покормить – укладывать спать). Поначалу цепочка игровых действий осуществляется хаотично. Но я терпеливо и внимательно показывали детям что бы они правильно выполняли последовательность игровых действий, кукла проснулась,- умылась, причесалась, покушала - сказала «Спасибо,», Одели её на прогулку и пошли гулять,потом уложили спать Со временем в этих игровых действиях появляется определенная последовательность. что в дальнейшем поможет обогащает содержание игры с ней. Я обращала внимание на то, что если кукла упала- то ей больно, она плачет, ее надо пожалеть! Что несомненно способствует воспитанию доброты у малышей
Эта работа осуществлялась не только с девочками, но с и с мальчиками. Я обращала их внимание на то, что Куклу можно покатать на коляске, машинке Искупать ее,тем самым показывая мальчику, что он сильный и добрый, а кукла – маленькая и слабая, ее надо беречь и жалеть, обращаться с ней ласково и внимательно.
Игра пусть даже в хорошо оборудованной комнате постепенно утрачивает интерес для детей. А ведь деятельность детей основывается, прежде всего на интересе.
Что бы поддержать у детей интерес к игре с куклой, я создала для кукол новый большой дом, который очень понравился детям.
И я продолжаю работу по обучению игр с куклами помогая нашим малышам осваивать азы социального мира
Анализируя свою работу, и отвечая на вопрос- Чему же обучает кукла?
Я смело делаю вывод, что благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Ни одна игрушка в детстве не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.