Алевтина Черепенина
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Один из принципов дошкольного образования гласит:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Еще один из принципов, указанный в стандарте
Публикация «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Из вышеперечисленного следует, что фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка.
В стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направления – речевое развитие.
Стандарт объясняет, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Использование малых форм фольклора этому направлению соответствует.
Фольклор помогает овладеть речью как средством общения, и является носителем культурных традиций народа.
В ФГОС указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знаком с произведениями детской литературы, обладать элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.
Я считаю, что фольклор помогает овладевать устной речью. Такие жанры, как чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Очень много произведений устного народного творчества объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится устанавливать причинно-следственные связи, отгадывая загадки, например, или слушая потешки и другие жанры фольклора.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что использование малых форм фольклора помогает реализовывать принципы, направления и целевые ориентиры стандарта.
Проблема
Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.
Идея:
Использование малых средств фольклора приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.
Цель: выявить оптимальные условия речевого развития младших дошкольников средствами малых форм фольклора.
способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Задачи:
• Проанализировать теоретический материал по данной теме.
• Определить основные методы использования малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
• Разработать комплексные мероприятия, способствующие реализации данного проекта.
• Способствовать развитию познавательной активности детей.
• Способствовать обогащению активного словаря детей.
• Помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком;
• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 -май 2017 г.
Принципы реализации проекта:
• От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми фольклорных произведений к более сложный по содержанию.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
• Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.
Ожидаемые результаты
Для детей:
сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;
повысится уровень связной речи;
словарь обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
Для педагога:
-повышение теоретического уровня по теме проекта;
внедрение современных методов и технологий по развитию речи
средствами фольклора;
обобщение и распространение опыта.
Для родителей:
взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;
поощрение использования фольклора в играх детей дома
Этапы работы- организационно/подготовительный
• Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.
• Проанализировать многообразие фольклорных жанров и методов их использования в развитии речи детей.
• Выяснить уровень развития речи детей;
• Разработать перспективный план.
Практический
• Создание развивающей предметно- пространственной среды;
• Внедрение в деятельность детей фольклорного художественного сопровождения.
• Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;
• Знакомство детей с новыми жанрами фольклора и различными фольклорными произведениями.
• Подбор иллюстративного материала для лучшего понимания детьми пословиц, поговорок, потешек и др. фольклорных произведений.
• Подбор детской фольклорной литературы, оформление уголка по развитию речи.
• Пополнения центра театрализованных игр предметами русско-народного быта.
Заключительный
• Выяснить, повысился ли уровень развития речи детей за время проведения проекта.
• Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей.
• Проведение праздников совместно с музыкальным руководителям, согласно календарным народным праздникам.
• Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя языка детей.
• Проведение совместных с родителями мероприятий.
Уровень развития речи детей
Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:
- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.
- Беседа с детьми.
- Словесные игры.
Полученные результаты показали, что только у 12% детей уровень развития речи сформирован. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора, 25% детей не сформирован.