МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» (9 фото)

Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»

Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения). В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух её форм : диалогической и монологической речи. Основной формой общения детей дошкольного возраста является диалогическая речь. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой“» размещена в разделах

Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей является художественная литература.

Фото «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»

Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

Литературные произведения для детей расширяют кругозор ребенка, знакомят его с окружающей действительностью, раскрывают перед ним мир человеческих чувств.

В процессе слушания литературных произведений у детей дошкольного возраста наблюдается особый интерес к их звучанию. Пo утверждению К. И. Чуковского, маленьких детей тянет к ритмическому звучанию стихов, сказок, бодрому скандированию считалок и закличек. Постигая образный язык произведений, созданных «как народом, так и литературой», ребенок одновременно овладевает образностью и красотой родной речи.

Восприятие произведений литературного искусства сопровождается речевой деятельностью, которая имеет ярко очерченную художественную направленность. Для ее определения педагогами, исследователями детской речи Л. Я. Панкратовой и А. Е. Шибицкой был предложен термин художественно-речевая деятельность.

В качестве основных компонентов художественно-речевой деятельности выделяют: восприятие художественного произведения, его элементарный анализ, воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество, которое связано с придумыванием сказок, рассказов, загадок, рифмованных строк и др.

Общей задачей художественно-речевой деятельности в учреждении дошкольного образования является возможность через литературное произведение открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать у него интерес и любовь к книге.

Приобщение детей к художественной литературе развивает у них умение слушать и понимать произведение, эмоционально откликаться на отражаемые автором события, содействовать и сопереживать героям, сочувствовать им.

Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми;

• работа с родителями;

• создание предметно-развивающей среды.

Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой :

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть, т. е. дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя, т. е. свободная передача текста.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

4. Заучивание наизусть.

5. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:

• чтение, рассказывание с игрушками;

Консультация для воспитателей - фото

• настольный, пальчиковый театр;

Фото №1 Развитие ребенка

• кукольный и теневой, фланелеграф;

Фото №2 Консультации для родителей Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста

• диафильм, диапозитивы, телепередачи.

Специально организованная совместная художественно-речевая деятельность педагога и детей предполагает организацию таких форм работы, как занятия по ознакомлению с произведениями художественной литературы и фольклора, литературные утренники.

Наряду с этими формами педагог организует в повседневной жизни ситуации общения, которые включают: содержательное общение на темы художественных произведений; рассматривание иллюстраций и репродукций;

Фото №3 Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи коммуникативная общения

прослушивание лучших образцов словесного искусства в грамзаписи, просмотр литературных передач по телевидению, проведение литературных викторин.

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в основном направлена на развитие их творческих способностей. Здесь определяющими формами работы являются: театр кукол, театр теней, разные виды настольного театра, белорусская батлейка, игра-драматизация, самостоятельное составление интересных книг, рисование альбомов в соответствии с содержанием художественного произведения и др.

Для овладения детьми искусством восприятия литературных произведений и более глубокого постижения их содержания существует целый ряд способов взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при этом обязательно учитывается возраст детей, их жизненный опыт, жанр произведения. К ним относятся:

• способ первоначальной ориентировки в эмоционально-образном содержании литературного произведения;

• способ целостного и дифференцированного подхода к произведению;

• способ самостоятельного поиска приемов его четкого исполнения;

• способ творческих отношений к литературным явлениям (С. Н. Чемортан).

Первоначальная ориентировка детей в художественном произведении начинается с подготовки дошкольников к более осознанному восприятию словесного искусства и решается с помощью таких методов, как вводная беседа, создание игровых ситуаций, наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности, использование наглядности, аудиовизуальных видов искусства. Выбор методов и приемов подготовки детей к восприятию ху-дожественного произведения зависит от наличия у них определенного опыта, уровня их литературной подготовки, характера художественного произведения.

Ориентировка детей в художественном содержании произведений обеспечивается их четким прочтением или повествованием педагога. Повествование сказки может вообще носить свободный характер, но оно не исключает хорошего знания наизусть и обязательного использования типичных сказочных формул и оборотов: зачина, повторов, концовки.

Совместную художественно-речевую деятельность педагога и детей необходимо организовать так, чтобы восприятие художественного произведения происходило в единстве его содержания и художественной формы. При этом дошкольники овладевают навыками и умениями элементарного эмоционально-образного анализа произведения, выражают свое эстетическое отношение к нему, определяют главных героев, характеризуют литературного героя и мотивируют к нему свое отношение, замечают образные средства языка.

Активному восприятию детьми художественного произведения способствуют такие методы, как беседа после чтения, повторное чтение, моделирование и др.

С целью активизации детей в процессе художественно-речевой деятельности используются приемы, которые органично объединяются с беседой. Среди них выделяется так называемый мнимый диалог детей с литературным героем. Детям предлагают обратиться к герою с вопросами, при этом хотелось бы, чтобы дошкольник сам сформулировал вопросы и дал ответ на них от имени героя.

Для более точного освоения этического и эстетического содержания литературного произведения педагог предлагает воспитанникам его повторное чтение. При этом необходимо помнить, что большие по размеру художественные произведения лучше воссоздавать не полностью, а останавливаясь только на основных эпизодах.

Кроме того, во всех возрастных группах в сочетании с беседой после прочтения произведения используются элементы драматизации. Особую значимость этот прием приобретает при ознакомлении со сказкой. С целью более глубокого понимания и осмысления содержания художественного произведения, особенно сказки, во всех возрастных группах можно использовать моделирование. Отражение главных компонентов произведения в моделях-схемах способствует формированию у детей способности к восстановлению последовательности развития сюжета в различных формах работы с текстом: чтение, изложение, сочинение рассказов и др.

Развитию навыков ориентации дошкольников в эмоциональном построении произведения, понимания его содержания и запоминания последовательности эпизодов, а также определения основных средств эмоциональной выразительности способствуют такие методы, как пересказ, имитация, драматизация. Ту же функцию выполняют следующие методические приемы: словесное рисование, словесная игра, составление психологической литературной характеристики героя и др.

Пересказывать литературные произведения дети могут полностью, по частям, от имени одного из персонажей, совместно с педагогом, совместно с другими детьми, самостоятельно. Пересказывая литературное произведение, они передают логику событий, используя композиционные средства художественной выразительности, интонационно выражают свое отношение к главным героям, применяют типичные сказочные выражения, пословицы и поговорки.

Значительное влияние на самостоятельный поиск дошкольниками художественных средств выразительности исполнения литературного произведения оказывает словесное рисование. Оно помогает детям лучше представить образы героев произведения или место действия, передать не красками, а словами их черты, внешний вид.

Прием словесной игры помогает дошкольникам войти в образ, в те обстоятельства, где происходят события. С его помощью дети выражают свои представления о том, что они увидели, почувствовали, пережили.

Детям старшего дошкольного возраста доступен и такой прием, как психологический анализ особенностей характера литературного героя. С восторгом они определяют в тексте определенные черты его характера. Педагог помогает им представлять то, о чем рассказывается в произведении, рассказывать текст эмоционально, сочинять сказки, рассказы, использовать в своей речи меткие выражения и образные слова.

Имитация чаще всего используется в процессе игр-драматизаций по содержанию литературных произведений. Ребенок в ходе игры повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой

начинаются со вступительной части, цель которой — подготовить детей к восприятию произведения. Для этого используются показ обложки, картинки; напоминание аналогичного сюжета; краткая вступительная беседа; использование малых жанров фольклора; припоминание знакомых произведений конкретного автора подобного жанра; показ предметной наглядности; элементы инсцени-рования, создания игровой ситуации; постановка проблемного вопроса; объяснение непонятных слов и др.

В основную часть занятия входят само чтение художественного произведения, беседа с детьми по содержанию литературного произведения, рассматривание иллюстраций, упражнения в образной речи.

Главной целью заключительной части занятий является возвращение читателя непосредственно к тексту. Желательно, чтобы в памяти ребенка осталось само художественное произведение. Поэтому заканчивать занятия желательно повторным чтением всего произведения (если оно небольшого объема) или наиболее понравившихся детям эпизодов.

Занятия по ознакомлению с произведениями художественной литературы имеют несколько вариантов. Наиболее традиционное — это ознакомление ребенка с одним литературным произведением. Одним из вариантов проведения занятий является объединение произведений одного литературного жанра на одну и ту же тему. На этих занятиях дети имеют возможность объединить и сравнить новые картины и образы с уже известными, осмысленными ранее.

Используется и другое сочетание, которое предусматривает объединение на занятиях единой темой произведений различных жанров: рассказа, стихотворения, басни и т. д.

Наибольший интерес вызывает у детей объединение на одних занятиях произведений с противоположными сюжетами. Сочетание произведений, в которых отражены контрастные характеры или поступки, помогает детям лучше понять их положительную или отрицательную направленность.

В конце года с воспитанниками старшей группы можно проводить занятия с детской книгой. Для этого необходимо, чтобы у каждого ребенка была собственная книга. Дети находят на ней обложку, показывают страницы, называют автора, название книги.

Интересной формой ознакомления детей с литературным искусством является проведение книжкиной недели, в которой могут принимать участие дети всех возрастных групп. Проведение этого мероприятия предполагает ежедневное ознакомление дошкольников с новыми книгами и их героями. В учреждение дошкольного образования приглашаются писатели и поэты, проводятся литера-турные утренники, викторины, театральные спектакли, книжные выставки. Книжкина неделя в учреждении дошкольного образования превращается в настоящий праздник поэзии и прозы для детей дошкольного возраста.

Отдельно необходимо остановиться на проведении литературных утренников. Литературные утренники могут быть посвящены творчеству известных белорусских писателей — Я. Купалы, Я. Коласа, В. Витки, С. Шушкевича, современным детским писателям, устному народному творчеству или какой-либо теме («Зима», «Весна» и т. д.).

На литературном утреннике, посвященном творчеству писателя, дети читают стихи, поют песни, инсценируют отрывки из любимых произведений. Стихотворные тексты читают для детей и взрослые. Можно использовать технические средства: показать видеофильм, отрывки кинофильма, прослушать магнитофонную запись. Литературные утренники проводятся 2-3 раза в год. Структура их может быть следующая: вступительное слово педагога о жизни и творчестве писателя, показ его портрета, книг, чтение произведений, пересказ сказок, рассказов, беседы по содержанию знакомых книг, которые написаны этим писателем, литературные викторины, игры, инсценировки по содержанию знакомых стихов, рассказов, сказок, театрализованная деятельность (показ настольного, теневого, кукольного театров). Желательно, чтобы утренник включал перечисленные выше компоненты, их последовательность может иметь разные варианты. Педагог творчески подходит к предлагаемому материалу.

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями способствует развитию у них эстетического восприятия текста, чувства гармонии, красоты, воспитанию художественного вкуса, способности эмоционально откликаться на образную речь. Знакомство детей с поэтическими произведениями происходит не только в процессе специальных занятий, но и в повседневной жизни, во время подготовки к календарным и народным праздникам.

Для младших дошкольников подбираются стихи, небольшие по объему (одна-две строфы, близкие и доступные по содержанию, ритмичные. Они, как правило, обязательно имеют музыкальную рифму, передают определенное действие. Объем стихотворных текстов для детей старшего дошкольного возраста значительно больший. При этом педагог учитывает индивидуальные возмож-ности каждого ребенка.

Рассказывание педагогом стихов может сопровождаться движениями детей. Народная педагогика тесно соединила в единое целое художественное слово и конкретные действия, соответствующие содержанию произведения. Рассказывать такие малые шедевры устного народного творчества, как «Сорока-ворона», «Ладушки», «Кую-кую ножку», «Курочка-рябушечка» невозможно без выпол-нения определенных движений: сгибания и разгибания пальцев, хлопанья в ладошки, постукивания пальчиком по ноге, качания.

Занятия по заучиванию стихов дошкольниками имеют определенную структуру. Вначале желательно подготовить детей к восприятию поэтического произведения. Затем педагог четко читает стихотворение. После небольшой паузы идет его повторное чтение. Рассказывая стихотворение детям четвертого года жизни, педагог обыгрывает его отдельные строки, сопровождает повествова-ние стихотворного текста соответствующими действиями. После того как педагог познакомит детей со стихотворением, можно вызвать одного-двух детей, когда они сами того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При рассказывании стихотворения детьми основное внимание педагога направлено на их стимулирование рассказывать дальше, на подсказывание слов или целых строк, которые ребенок не успел запомнить.

С детьми пятого и шестого года жизни после первого чтения проводится небольшая разъяснительная беседа по содержанию и форме поэтического произведения, затем воспитанников предупреждают о том, что они будут заучивать стихотворение наизусть. После повторного чтения стихотворение рассказывают дети. Сначала педагог обращается к тем, кто запоминает быстрее и лучше, а потом вызывает остальных. Стихотворение заучивается полностью. Не рекомендуется хоровое заучивание стихов. На занятиях по ознакомлению с поэзией педагог использует разнообразные методы и приемы. К ним относятся: выразительное чтение стихотворения, многократное его повторение, сопровождение чтения различными движениями и действиями, наглядные, игровые приемы и др. Психологи отмечают, что для того чтобы улучшить запоминание стихотворений, необходимо менять форму их повторения: читать по частям, по лицам, включать чтение стихотворения в игру «Угадай, кто это». Для того чтобы все дети запомнили стихотворение, нужно его повторить в свободное от занятий время.

Одним из средств активного восприятия и усвоения литературного произведения является иллюстрация. Ребенок еще не умеет читать и его первое знакомство с книгой происходит при помощи иллюстраций. Иллюстрация в книге — это первая встреча детей с миром изобразительного искусства и книжной графики. Рассматривание иллюстраций под руководством взрослых способствует эстетическому восприятию и лучшему осознанию текста литературного произведения. Для маленьких детей все содержание книги часто заключается в иллюстрациях (это так называемые книжки-картинки, где основное место отводится яркому изображению и значительно меньшее — небольшому стихотворному тексту.

Рассматриванию иллюстраций могут быть посвящены специальные занятия.

Фото №4 В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития

Разнообразие приемов, которые педагог использует во время их проведения, хорошо влияет как на восприятие малышами самой иллюстрации, так и на восприятие содержания всего литературного произведения. Сочетание художественного слова с игровыми приемами непосредственно влияет на актив-ность восприятия, развивает наблюдательность и речь. Педагог своими вопросами включает детей в соревнование «Кто точнее рассмотрит картинку?». Малышам даже можно предложить поставить себя на место действующего персонажа иллюстрации. Если ребенок таким образом «входит» в содержание иллюстрации, он с большой заинтересованностью начинает рассказывать «о самом себе».

В среднем дошкольном возрасте для активизации восприятия детьми иллюстраций особую значимость приобретают вопросы педагога, которые направляют внимание дошкольников на определение изобразительных средств выразительности. Здесь, в первую очередь, педагог обращает внимание детей на характеристику персонажей, их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур. При рассматривании иллюстраций очень важно умело сочетать вопросы с пояснениями и обобщениями педагога.

С детьми 5 лет можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, которые написаны разными художниками или выполнены различными полиграфическими способами.

При рассматривании иллюстраций внимание дошкольников обращается на их связь с жанром произведения. Художественная литература активно включается в ведущий вид деятельности детей — игру, в данном случае игру-драматизацию. Драматизация — это разыгрывание в ролях художественного литературного произведения, передача характерных черт его героев.

Фото №5 Развитие ребенка

Для развития у детей творческих способностей можно предложить им следующие задания: произнести с разной интонацией небольшую фразу или художественный текст (грустно, радостно, удивленно); сказать небольшую фразу с разной силой голоса; прочитать стихотворные строки определенным тоном и заданной тембровой окраской и др.

У детей 5-го года жизни развитие творческих способностей происходит на специальных занятиях по художественно-речевой деятельности. В старшем дошкольном возрасте игры-драматизации проводятся во время самостоятельной художественно-речевой деятельности детей, обычно во второй половине дня. Дети старшей группы могут драматизировать произведения как для себя, так и для маленьких зрителей, для своих родителей. К игре-драматизации необходимо подготовить вместе с детьми атрибуты, элементы костюмов. Игру-драматизацию можно проводить два-три раза, каждый раз с новым составом участников. В младших группах педагог сам распределяет роли между детьми. Распределение ролей в старших группах проходит коллективно. Педагог руководит игрой, напоминает и уточняет содержание художественного произведения, следит за точностью образов. Он может взять какую-нибудь роль и себе.

В каждой возрастной группе организуется центр речевой активности.

Фото №6 Материалы для педагогов Развитие связной речи включает развитие двух её форм диалогической и монологической речи

Желательно, чтобы это место стало для дошкольников самым интересным и уютным. Основное место в центре речевой активности занимает книжный уголок. Желательно разместить и оборудовать книжный уголок в хорошо освещенном месте групповой комнаты. Книги в нем могут находиться на специальных книжных полках или в шкафу. Рассматривать их лучше всего за небольшими книжными столиками. Здесь можно поинтересоваться и детскими журналами, иллюстрациями художников к литературным произведениям. В книжном уголке можно поместить картины или репродукции к любимому художественному произведению, портрет писателя, которого дети хорошо знают. Вместе с тем книжный уголок становится местом для размещения различных тематических выставок. Организация книжного уголка в каждой группе имеет свои особенности. В младшей группе выставляют хорошо знакомые ил-люстрированные художественные произведения, книжки-ширмы, книжки-картинки, наборы предметных картинок. Для детей пятого года жизни, кроме книг, на полках выставляют альбомы с иллюстрациями, фотографиями. Дети могут готовить такие альбомы вместе с педагогом или самостоятельно. В книжном уголке для старших дошкольников количество книг увеличивается. Начиная со старшего дошкольного возраста, вводят дежурства детей по книжному уголку. В обязанности дежурных входит работа по наведению и поддержанию порядка. По желанию детей дежурные выдают книги из книжного шкафа. Если это необходимо, дошкольники занимаются ремонтом книг, их обновлением. Кроме того, в центре речевой активности в групповой комнате необходимо определить пространство, где можно было бы поиграть в различные литературные игры, литературные викторины, осуществить презентации-показы новой книги, сюжетно-дидактические игры по мотивам детской поэзии и прозы, сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжная лавка», «Театр», «Концерт», режиссерские игры по мотивам литературных произведений и т. д.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. У детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Публикации по теме:

Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны.

Презентация «Деловая игра «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой» Цель: Закрепить знания педагогов по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания» Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература - могучее действенное.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Программное содержание: Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя.

Разностороннее развитие ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой. Сценарий развлечения по сказкам Сценарий совместного развлечения детей с родителями Время проведения: апрель 2017 г. Форма проведения: викторина Цель для родителей:.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи МБДОУ№47 (корпус 1) "Театрально-игровая деятельность детей как средство ознакомления с художественной литературой и развития интонационной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»
Опубликовано: 27 января 2019 в 16:26
+248Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина МАЛИНОВСКАЯ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 87.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД