Светлана Терехова
Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и
эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с произведениями художественной литературы вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его
красоте и богатству. Воспитательное значение литературы заключается в
том, что в произведениях даются образы положительного и отрицательного
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
поведения с точки зрения нравственно – этических норм.
Сам процесс художественно - речевой деятельности является
важным средством нравственного развития и воспитания детей. Под
художественно-речевой деятельностью понимают обучение детей пересказу,
творческому рассказыванию с целью формирования у детей умения строить
связное монологическое высказывание.
Ознакомление дошкольников с литературой, художественно – речевая
деятельность самих детей способствует формированию нравственного
поведения детей.
С учетом специфики детской литературы В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, О. И. Соловьевой определен круг детского чтения и рассказывания. В него
входят:
• Произведения русского народного творчества и творчества народов
• мира, малые фольклорные формы;
• Произведения русской и зарубежной современной литературы;
• Произведения русской и зарубежной классической литературы.
При ознакомлении детей с художественной литературой надо учитывать их возрастные особенности.
• Для детей младшего дошкольного возраста доступно понимания текста из личного опыта ребенка, когда события следуют друг за другом, при этом дети не всегда понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа.
• Дети в среднем дошкольном возрасте устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. Появляется реакция на слово, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
• Детей в старшем дошкольном возрасте интересуют не только поступки героев, но и их мотивы. У детей усложняется понимание литературного героя.
Из этого следует, что умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Задачи при работе с книгой для педагога :
• Формировать первоначальное представление об особенностях художественной литературы
• Развивать способности к целостному восприятию произведений разных жанров
• Формировать способность элементарно анализировать содержание произведения.
• Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать ритмичность, звучность сказок, стихов, рассказов.
Основные методы ознакомления с художественной литературой.
• Чтение воспитателя по книге или наизусть. (дословная передача текста).
• Рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста).
• Заучивание наизусть.
• Инсценирование (метод вторичного ознакомления с произведением).
В младшем дошкольном возрасте у детей формируют умения отвечать на вопросы, навык совместного слушания. Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр художественного произведения. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для того, чтобы новые слова «сказка», «стихотворение» вошли в речь детей.
В среднем дошкольном возрасте становится возможным небольшой анализ произведения - это беседа о прочитанном.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам. У них появляется желание слушать произведение вторично. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову.
Литературный материал можно включить в другие занятия, как на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром можно использовать стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.
Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, досугов, развлечений. Все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.
При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям. Для этого можно провести индивидуальные консультации, использовать информационные стенды. Им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. Во время чтения необходимо следить за санитарно-гигиеническим состоянием (правильная осанка, выбор места для чтения). В процессе чтения родителям следует помнить, что во время чтения необходимо активизировать его внимание. Пусть ребенок за взрослым повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Таким образом, следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Поэтому роль педагога очень велика в процессе организации детского чтения.