МААМ-картинки

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы»

Ирина Гурова
Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста

Педагоги делятся на 4 команды, в соответствии с возрастными группами, в которых работают. За правильное выполнение задания каждая команда получает 1 балл (используется табло).

1 задание – «Программное содержание»

Публикация «Деловая игра для педагогов „Знатоки детской художественной литературы“» размещена в разделах

Определить, какой возрастной группе соответствует содержание работы по разделу «Художественная литература». Выбрать содержание, соответствующее возрастной группе, с которой работают педагоги команды, зачитать. (Каждая команда получает одинаковые карточки с заданием)

Какой возрастной группе соответствует это содержание работы?

- развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе; привлечение их внимания к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); развитие умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову;

- воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимися персонажами; развитие у детей чувства юмора;

- совершенствование художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы);

- формирование умения объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением;

- продолжение знакомства с иллюстрациями известных художников.

Подготовительная к школе группа

Какой возрастной группе соответствует это содержание работы?

- формирование умения внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки; развитие интереса к чтению больших произведений (по главам);

- поощрение рассказов детей о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; помощь детям в осознании скрытых мотивов поведения героев произведения;

- воспитание чуткости к художественному слову; зачитывание отрывков с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами;

- формирование умения выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировке;

- объяснение (с опорой на прочитанное произведение) доступных детям жанровых особенностей сказок, рассказов, стихотворений;

- продолжение знакомства с книгами, привлечение внимания детей к оформлению книг, к иллюстрациям; сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Старшая группа

Какой возрастной группе соответствует это содержание работы?

- продолжение работы по формированию интереса к книгам; формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного;

- привлечение внимания детей к иллюстрированным изданиям знакомых произведений; рассказы о том, как важны в книге рисунки; как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации;

- слушание сказок, рассказов, стихотворений; запоминание небольших и простых по содержанию считалок;

- содействие (используя разные приемы и педагогические ситуации) правильному восприятию содержания произведения, формирование способности сопереживать его героям;

- зачитывание по просьбе ребенка понравившихся отрывков из сказок, рассказов, стихотворений, помогая становлению личностного отношения к произведению; поддержка внимания и интереса к слову в литературном произведении;

- знакомство детей с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Средняя группа

Какой возрастной группе соответствует это содержание работы?

- развитие умения слушать новые художественные произведения, следить за развитием действий, сопереживать героям произведения; объяснение детям поступков персонажей и последствий этих поступков;

- развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и песенок;

- повторение наиболее интересных, выразительных отрывков из прочитанного произведения (предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы);

- развитие умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

2 младшая группа

Какой возрастной группе соответствует это содержание работы?

- формирование интереса и потребности в чтении;

- формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного;

- приучение детей к слушанию народных песенок, сказок, авторских произведений; сопровождение чтения показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности; сопровождение чтения небольших поэтических произведений игровыми действиями;

- предоставление детям возможности договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений; поощрение попыток читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого;

- оказание помощи детям при обыгрывании хорошо знакомых сказок;

- приобщение детей к рассматриванию иллюстраций в книгах.

1 младшая группа

2 задание – «Произведения художественной литературы»

Для работы с детьми какой возрастной группы используются перечисленные произведения? Впишите правильный ответ. Зачитайте список произведений для той группы, с которой вы работаете.

Р-н сказки «Козлятки и волк», «Теремок», «Маша и медведь»;

А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок» (1 младшая группа)

Р-н сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»;

В. Сутеев. «Три котенка»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет». (2 младшая группа)

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка», «Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнауховой;

А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик- годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок». (Подготовительная к школе группа)

Р-н сказки «Про Иванушку-дурачка», «Война грибов с ягодами», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье»;

М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе». (Средняя группа)

Р-н сказки «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный» «Хаврошечка», «Заяц-хвастун», «Царевна- лягушка»;

B.Бианки. «Сова»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; В. Катаев. «Цветик-семицветик». (Старшая группа)

3 задание – «Назовите одним словом» (каждая команда получает по 2 задания)

- Устное народное творчество, народная мудрость. (фольклор)

- Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (загадка)

- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. (пословица)

- Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

- Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (поговорка)

- Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

- Краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика (быль, бывальщина).

- Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов (рассказ).

4 задание – «Малые жанры фольклора» (каждая команда получает по 2 задания)

К какому жанру относятся эти произведения?

- Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Ткет ткач ткани на платье Тане.

(скороговорки)

***

Потягушеньки,

Порастушеньки,

В ножки – ходушеньки.

В роток – говорок,

А в голову – разумок.

***

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

(пестушки)

***

Раз, два, три, четыре, пять –

Ты, Васятка, выйди, сядь.

Будем дальше мы считать –

Хотим в жмурки мы играть.

***

За стеклянными дверями

Стоит Мишка с пирогами.

Здравствуй, Мишенька, дружок!

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

(считалки)

***

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

***

Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

(прибаутки)

Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Метла)

Не огонь, а жжётся. (Крапива)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

(загадки)

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Кончил дело – гуляй смело.

Нет друга – так ищи, а нашел – так береги.

(пословицы)

***

У нас лошади в галошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях.

***

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

(небылицы)

***

Ваня, Ваня, простота!

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом наперед

И поехал в огород.

***

Как у нас-то козёл,

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

(потешки)

5 задание – «Поэты и писатели».

Укажите авторов перечисленных художественных произведений.

Для 1 и 2 младшей группы:

«Девочка-ревушка» А. Барто

«Сельская песня» А. Плещеев

«Кто сказал «мяу?»» В. Сутеев

«Лис и мышонок» В. Бианки

«Краденое солнце» К. Чуковский

Для средней группы:

«Уж небо осенью дышало» А. Пушкин.

«Поет зима — аукает» С. Есенин.

«Вот какой рассеянный» С. Маршак

«Федорино горе» К. Чуковский

«Хотела галка пить» Л. Толстой.

Для старшей группы:

«Лев и собачка» Л. Толстой.

«Чук и Гек» А. Гайдар.

«Серебряное копытце» П. Бажов.

«Цветик-семицветик» В. Катаев.

«Волшебник Изумрудного города» А. Волков.

Для подготовительной к школе группы:

«Зима! Крестьянин, торжествуя» А. Пушкин.

«Зима недаром злится» Ф. Тютчев.

«Страшная история» Э. Успенский.

«Конек-Горбунок» П. Ершов.

«Дюймовочка» Г. -Х. Андерсен.

6 задание – «Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой»

Задача каждой команды – перечислить методические приемы работы с детьми в соответствии с указанным методом:

1 команда – словесный (чтение и рассказывание произведений, беседа по содержанию (вопрос, объяснение, пересказ, заучивание, прослушивание аудиозаписей);

2 команда – наглядный (показ иллюстраций, картин, игрушек, использование схем, мнемотаблиц, движения пальцами, руками, просмотр видеофильмов, оформление выставок);

3 команда – практический (элементы инсценировки, игры-драматизации, использование разных видов театра, дидактические игры).

4 команда – нетрадиционные формы, методы и приёмы (литературная ярмарка, литературная игра-путешествие, литературный аукцион, литературный информ-дайджест, литературный калейдоскоп, книжное дефиле, изготовление рукотворных книг, ИКТ и др.).

7 задание «Шуточная реклама» (общее для всех)

Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём весёлую викторину «Шуточная реклама».

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения.

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба. Р. -н. сказка «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

(Буратино. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

4. Отмою всё! (Мойдодыр. К. И. Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке. (Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапочка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит. К. Чуковский «Доктор Айболит»).

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. (Гуси-лебеди. Р. -н. сказка «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого. (Лиса. Р. -н. сказка «Лиса и волк»).

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга).

Подведение итогов игры.

А закончим мы нашу игру словами А. М. Горького: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству».

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ по развитию речи Деловая игра для педагогов по развитию речи «Устами педагога…» Актуальность. Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Выпуск газеты» Цель: Систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы с родителями. Задачи: расширение знаний педагогов о.

Деловая игра для педагогов «Логика в математике»Деловая игра для педагогов «Логика в математике» Володина Мария Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на деловой игре «Логика в математике». А чтобы игра наша была плодотворной.

Деловая игра по физическому развитию «Чтобы быть здоровым» для родителей и педагоговДеловая игра по физическому развитию «Чтобы быть здоровым» для родителей и педагогов Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО, просвещение родителей по физическому развитию. Задачи: - стимулировать желание.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Игра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельностиИгра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельности Этапы педагогической технологии организации игры- фантазирования: 1. этап: Обогащение или активация литературного опыта как основы игры.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Сидим дома. Чтение художественной литературыСидим дома. Чтение художественной литературы Сергей Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды» Задачи: развивать связную речь, беседуя по содержанию сказки. Формировать устойчивый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы»
Опубликовано: 5 июня 2021 в 18:31
+282Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова (УИ 335318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 129.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД