Приложение МААМ

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей»

Ольга Волкова
Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Условия формирования опыта.

Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Решая эту проблему в течение нескольких лет, я пришла к выводу, что дошкольный возраст - это возраст интенсивного формирования речи, это хорошее время для развития эффективных коммуникативных навыков. Художественная литература играет важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса детей. Она служит эффективным и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Публикация «Передовой педагогический опыт „Влияние художественной литературы на развитие речи детей“» размещена в разделах

Передо мной встал вопрос, как привить современному ребенку любовь к художественной литературе?

Я изучила инновационные технологии по формированию интереса к книге у детей дошкольного возраста, современные программы по развитию речевых способностей у детей опираясь на литературные произведения; опыт коллег; прошла курсы повышения квалификации. Мой собственный интерес к этой проблеме, желание придать моей деятельности направленный характер, оказал большое влияние на формирование опыта.

Представленный опыт работы имеет практическое значение, так как разработанная мною программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» оказывает положительное воздействие на развитие мышления и воображения ребёнка, обогащение его эмоций, расширяет знания детей об окружающем мире, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

2. Теоретическая база опыта.

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, можно сделать вывод о том, что художественная литература имеет огромное значение в обучении дошкольников. Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова.

В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова).

В ходе моей работы над изучением темы была проанализирована следующая литература:

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ИП Лакоценин С. С. ,2010. -111с.

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.

Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005. -224с.

Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

Гурович Л. М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002., 64с.

Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Петрова В. А. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1970.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Актуальность опыта.

Актуальность выбранной темы определяется тем фактом, что в последние десятилетия в нашей стране наблюдается негативная тенденция: значительное снижение уровня чтения книг в целом и художественной литературы в частности. Это явление было вызвано рядом факторов - глобальной информатизацией предметного пространства, окружающего каждого человека, через Интернет. Как дети, так и взрослые могут свободно и легко получать любые данные на любую тему, в том числе «сжатую» версию любого литературного произведения. Понятно, что художественная ценность и оригинальность авторского произведения в этой версии просто уничтожаются, а литературный шедевр становится набором, кратким списком важнейших событий в жизни героев.

В результате дети не любят, не хотят читать.

Государство уделяет большое внимание проблемам культурного развития общества, в результате чего повышаются требования к формированию «талантливого читателя» и воспитание культурно образованного человека.

Привлечь особое внимание общества к литературе и чтению в 2015 г. призвал президент РФ Владимир Путин, издав указ от 12.06.2014 №426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы».

Кроме того, согласно государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитии», предполагает, кроме прочего, формирование у детей элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Одним из факторов, стимулирующих интерес ребенка к чтению, является семейное чтение и подходящая книжная среда. На Руси, литературные вечера с чтением вслух были традицией в дворянских семьях. Немногие современные семьи могут похвастаться такой традицией. К сожалению, причиной того, что книги пылятся на полках, является не только нехватка времени, но и отсутствие родительского желания.

Книга играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Когда ребенок слушает стихи и сказки, он узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развить память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любопытство. А чтение - это ключ к познанию мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому необходимо вызывать интерес к книге с раннего возраста.

Без чтения человек не развивается, не совершенствует интеллект, память, внимание, воображение, не впитывает и не использует опыт своих предшественников, не учится думать, анализировать, сравнивать и делать выводы. Книга позволяет "фантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, способность мыслить самостоятельно.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе обуславливает перспективность моего опыта.

Это отмечается рядом причин:

- знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме;

- возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;

- воспитание дошкольников с помощью художественной литературы не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе, как к культурной ценности, является определяющей позицией моей работы.

4. Новизна опыта.

Новизна данного опыта заключается в том, что он имеет интегрированный характер, позволяет конкретизировать его содержание с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также предоставляет возможность для развития творческих способностей. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии.

Новизна заключается и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

5. Адресность опыта.

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений, начинающими педагогами в повседневной практике.

Он подскажет педагогам, что использование в современной речи разного рода художественных произведений даёт возможность плодотворного и эффективного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формирует коммуникативную культуру дошкольника.

6. Трудоёмкость опыта.

Сдвиг семейных традиций к телевидению и компьютерам привел к снижению потребности в книгах. Кроме того, телевизор и компьютер часто занимают большую часть пребывания ребенка дома, заменяя возможность читать книгу вместе с родителями или просто рассматривать иллюстрации. Это привело к снижению культуры сенсорного контакта, что так важно в дошкольном возрасте. Поэтому дети, которые привыкли видеть достаточно движущихся изображений, не имеют опыта смотреть не только на статичные изображения, но и на реальный мир вокруг них. В результате данные условия привели к тому, что современное общество вообще не воспитывается на книгах, и накопленный годами фундамент рухнул.

Но именно в дошкольном возрасте, для которого характерны особые эмоции и любопытство, рождается интерес к книге и начинает складываться опыт чтения. Таким образом, формирование потребности в чтении для детей дошкольного возраста является наиболее важной общей задачей педагогов и родителей.

7. Технология опыта.

Художественная литература служит эффективным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные примеры русского литературного языка. Роль художественной литературы в развитии детской речи велика, без чего невозможно успешное обучение в школе. Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают точность и лаконизм языка; в стихах – ритмичность русской речи, музыкальность, напевность; в сказках – выразительность и меткость. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Цель моего опыта - показать ребенку назначение литературы, разнообразие ее жанров, мотивов, разнообразие книг; увлечь его процессом чтения, общения с книгой и постараться сделать так, чтобы чтение постепенно становилось основным видом деятельности.

Для достижения этой цели я определила следующие задачи:

- познакомить детей с произведениями классической русской и зарубежной литературы;

- улучшить способность проникать в поэтическое настроение, выражать свое эмоциональное отношение при прочтении;

- развивать интерес к книге, любить ее;

- развить поэтический слух, способность целостно воспринимать произведения разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритм, красоту и поэзию рассказов, сказок, стихов;

- обеспечить развитие умений художественно - речевой деятельности на основе литературных текстов;

- пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста;

- поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации;

-воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами;

- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Выстраивая систему работы по речевому и познавательному развитию дошкольников, определила основные направления деятельности:

Развитие способности восприятия литературного текста и общения по

поводу прочитанного.

Расширение кругозора детей через художественные образы.

Формирование интереса к книге.

Приобщение родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

В процессе работы с детьми использую различные методы.

Словесные:

беседы;

рассказ;

чтение художественной литературы;

использование игровых ситуаций;

игры — беседы с персонажами сказок;

прослушивание аудиозаписей;

упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

сочинение историй.

Наглядные:

групповые выставки;

видеопрезентации;

рассматривание иллюстраций.

Игровые:

игры – драматизации;

игры – инсценировки;

игры – забавы;

подвижные игры;

пальчиковые игры;

Практические:

организация продуктивной деятельности детей;

оформление книжного уголка;

театрализовано-музыкальные развлечения.

Достижение художественно-речевых навыков при чтении и драматизации планирую с детьми через следование принципам:

Принцип единства:

• сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов, родителей и детей;

• использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребёнок, с его интересами, потребностями, особенностями;

• педагогическая оценка актуального состояния развития ребёнка - способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;

Принцип систематичности и последовательности:

• использования различных способов реализации программы: запланированный, косвенный, ситуативный;

• решение поставленных задач не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

Принцип наглядности:

• использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует успешному усвоению программного материала;

• создание предметно-развивающей среды с использованием дидактических игр, театра разных видов, загадок; картинок;

Принцип доступности:

• учёт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны их ближайшего развития.

На подготовительном этапе в группе была создана база для работы - уголок книги, где дети имели возможность каждый день общаться с любимыми произведениями, развивать свои интересы. Созданный книжный центр - спокойное, удобное, эстетически оформленное место - здесь дети видят книгу не в руках педагога, а остаются с ней один на один. Дошкольники внимательно и сосредоточено рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание. Тем самым прививаются навыки обращения с книгой, и навыки культуры общения. В уголок книги были приобретены и изготовлены тематические папки, портреты писателей, разные виды театров, а так же оформлялись тематические выставки.

В группе работает "Книжкина» больница, в которой дети учатся «чинить» книги. Для закрепления пройденного материала детям предлагается самостоятельное оформление и изготовление книжек-малышек, а так же сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к предмету, которое они изображают. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие.

Мною были разработаны и проведены мероприятия - «Приключения в стране игрушек» (по произведениям А. Барто, «В гостях у Айболита», «День рождения детской книги», «Путешествие в страну сказок Шарля Перро», «Литературные викторины».

Чтобы вызвать у детей интерес к художественным произведениям и эмоционально настроить их, я использую в своей работе аудио и видеозаписи, иллюстрации, презентации.

Предметно-развивающая среда группы - это самое главное для формирования представлений о художественной литературе. В группе книжный центр пополняется новыми, яркими, красочными книгами, в соответствии с возрастом детей, где дети знакомятся с разнообразными жанрами литературных произведений.

Пополняется и уголок с дидактическими играми. Дети с удовольствием разглядывают и играют в них.

Так же в группе организованы уголки «Ряжение», «Творчества», «Музыки».

Уголок «Ряжения» обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, а так же является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре.

Уголок «Музыки» позволяет развить познавательный интерес к сказкам, умение работать в коллективе, умение выражать свои эмоции в мимике, развивать память, а так же способностей фантазировать и импровизировать.

В своей работе часто использую пальчиковые игры, которые способствуют не только формированию речи, но и развитие мелкой моторики.

Особое внимание для привлечения интереса детей к содержанию художественных произведений уделяется использованию в качестве дидактического материала мнемотаблиц. После прочтения произведений дети рассматривают таблицу и разбирают, то что на ней изображено и пересказывают с опорой на символы.

Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Большую роль в моей работе с детьми по приобщению их к художественной литературе играет совместная работа с родителями. Именно родители в домашних условиях должны привить любовь к книге.

Чтобы работа, по приобщению детей к чтению, была эффективной, на начальных этапах работы, я использовала анкетирование. С помощью него выяснилось, какое внимание уделяется этому вопросу в семье, а также читательские запросы родителей.

Кроме того, на родительских собраниях родители делятся опытом приобщения детей к чтению (восприятию) книг.

Для родителей проводились консультации: «Как привить любовь к книге», памятка «Как правильно заучить стихотворение», «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой» и т. д.

Проведена акция «Книга – лучший друг», благодаря которой родители значительно пополнили библиотеку литературой разного жанра.

Обобщая педагогический опыт, ориентированный на развитие речи дошкольников при знакомстве с художественной литературой, можно констатировать, что повысился не только уровень речи, но и личностный рост каждого воспитанника, что подтверждается положительными результатами работы:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

- дети научились выстраивать партнерские отношения с педагогом, помогать друг другу и это придало уверенности даже самым зажатым детям.

Взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития дошкольников.

Результат выполненной работы позволяет сделать вывод о том, что использование различных форм работы с детьми, нахождение новых способов взаимодействия с родителями, хорошо разработанные и четко спланированные мероприятия приносят положительные результаты и позволяют нам делиться новыми идеями с коллегами.

Основным результатом моей работы является то, что дети любят книги, читают их, рассматривают их, делятся своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и могут поставить небольшие спектакли самостоятельно.

8. Результативность опыта.

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является проведение литературных праздников, викторин, тематических выставок.

Литературные праздники развивают активность детей, выразительность речи, память, артистизм, формируют чувство уверенности в себе, эстетические чувства.

Одним из важнейших оценочных видов в проведении викторин является набор баллов по различным характеристикам: знание литературных произведений и их авторов, жанров художественных произведений и их героев.

Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельных книг. Самое главное, ребёнок должен видеть, что прочитанная и изученная книга не отбрасывается, и не забывается – к ней обращаются постоянно.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей»
Опубликовано: 18 июня 2020 в 16:44
+146Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Волкова (УИ 51842) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД