Елена Фомина
Пластилиновая живопись — средство развития творчества детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района “Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный”
Фомина Елена Зеноновна,
Заместитель директора по дошкольному образованию
Пластилиновая живопись - средство развития творчества детей дошкольного возраста
Публикация «Пластилиновая живопись — средство развития творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастером, но и пластилином.
Рисование пластилином – это пластилиновая живопись. В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.
Пластилиновая живопись – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т. С. Комарова, Б. Б. Косминская, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др., отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.).
Пластилину, как материалу более 100 лет. Состав пластилина был изобретен английским преподавателем Уильямом Хербутом в 1897 году.
Сделан он был из солей извести, алифатических кислот и нефтяного желе, смешанного с мелом. Состав менялся, но до сих пор это изобретение популярно. Сейчас пластилин делают из глины, воска, животного сала, озокерита - минерала, похожего на пчелиный воск, церезина, вазелина, т. е. веществ, которые не дают глине высыхать. Обязательный компонент – цветной пигмент, что делает возможным использовать его в новом качестве.
Пластилин - универсальный материал, дающий возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Для создания пластилиновой картины необходимо : набор пластилина, картон с контурным рисунком, салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материал.
Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.
Пластилин – материал для лепки, последнее время его используют в рисовании. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, необходимых моделей, произведений малых форм, живописных работ.
Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере удовлетворяют любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина. Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев, развивается его мелкая моторика, совершенствуются его мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи, мышления и подготовку руки к письму. К тому же работа с пластилином влияет на нервную систему в целом. Пластилин – замечательный материал для лепки и для рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Рисование пластилином способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука - мозг».
Пластилиновая живопись требует высокого уровня сосредоточенности. Она доступна детям старшего дошкольного возраста. Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости приносит он детям.
В процессе работы с пластилином необходимо :
• Воспитывать бережное отношение к материалу.
• Развивать эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства.
• Совершенствовать умение достигать выразительность образа не только через большое сходство в форме, но и передачей характерных поз.
• Формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, налепы.
• Развивать речевые навыки а процессе обсуждения изобразительных средств при создании работы, активизировать художественный словарь детей.
В результате дети способны воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделять цветовую гамму, видеть общее и выделять части предмета, его индивидуальные, характерные признаки, изображать предметы близкого, среднего и дальнего плана. Дети овладевают навыками работы с пластилином, стекой, учатся смешивать небольшие пластилиновые кусочки путем скатывания их в шарик, который размазывают пальцами на картоне, стараясь делать пластилиновый фон более тонким и ровным. Учатся использовать стеку для заглаживания фона и удаления лишнего пластилина.
Существуют некоторые техники и приемы рисования пластилином :
1 способ. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа, ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.
2 способ. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.
3 способ. Рисовать пластилином можно и другими приемами; «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка
4 способ. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.
5 способ. Рисовать пластилином можно, используя элементы «конус» : от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений; «шар» : создание образов лиственных деревьев и кустов: шар приклады-ваем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступив вниз от его верхнего края, и размазываем пластилин; прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем – вправо; - выполнение образа хвойного дерева - ели (выполняется в одном цвете и двух цветах) : начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично — внутри контура; «валик» : кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазыванием по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, и отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону. Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного к светлому, от бледного к насыщенному, от холодного к теплому) или разного цвета.
Приемы рисования пластилином :
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прощипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
В процессе работы с пластилином пришли к выводу, что можно использовать множество различных материалов. На гладкую поверхность керамической плиты очень хорошо ложится пластилин. И поэтому для основания можно брать плиту разного цвета. Оригинальные работы получаются на мешковине; шероховатая поверхность древплиты послужило качественным основанием для пластилиновых картин. Для красочного оформления ваз для цветов можно использовать пластмассовые бутылочки, баночки. Для пластилиновых картин можно использовать и крышечки из-под майонезного ведра.
При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества.
Для более тщательной деталировки и выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества используемых в картине одинаковых заготовок, в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатываем кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрезаем стеком лишнее, закрываем поршнем входное отверстие и нагреваем содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливаем на рабочую доску длинными «нитями». Толстенькие «колбаски» можно делать с помощью кондитерских шприцов. Для нагрева пластилина используем горячую воду, батарею отопления или утюг (осторожно).
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии: от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.
Пластилин – это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре.
На занятиях дети узнают, что существует два способа создания образа: контурный и силуэтный.
Контурный — выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру или представлению.
Силуэтный — сначала выкладывание шариками изображения по нарисованному контуру, затем заполнение всего силуэта пластилиновой мозаикой.
Работа по созданию пластилиновых картин проходит в несколько этапов.
1. Подготовить скатерть, разноцветный пластилин, основу будущей картины (картон 15Ѕ15 см или побольше, простой карандаш, ластик. Еще нам, конечно, понадобится интересная идея для будущего пластилинового рисунка. Где ее взять? Можно нарисовать контур предмета или обвести по трафарету. Если не получается придумать - можно позаимствовать из раскраски, детской книжки, журнала.
2. Рисунок выбран. Теперь его надо перенести с помощью карандаша на картон или приклеить изображение. Тогда ребенку будет легче ровно крепить шарики на основу.
3. Теперь, собственно, и начинается процесс лепки. По нашему опыту начинать лучше с контура предмета. Затем выбирать часть рисунка, с которой начнем лепить. Выбрать пластилин нужного цвета, отщипнуть кусочек, скатать маленький шарик и за-крепить его на картоне. И так до тех пор, пока вся выбранная часть не заполнится шариками.
4. Продолжаем заполнять основу шариками по карандашному рисунку. Мозаика появляется прямо на глазах.
Давно известно, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому работа с пластилиновой мозаикой всесторонне развивает детей : их мышление, воображение, чувство прекрасного. Они учатся экспериментировать с пластилином, узнавать его свойства (мягкий, лепится, вдавливается, получать новые оттенки, смешивая разные цвета.
Кроме того, эти занятия чрезвычайно полезны для развития мелкой моторики рук, а следовательно, для умственного развития, развития речи и подготовки пальцев к письму.
Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для основы картин следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.
Ребенку надо объяснить, что наносить пластилин на основу надо с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков. Детали круглых и овальных форм ребенок формирует скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины. Для изображения тонких полос раскатываются ладошками колбаски. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, иначе их перенос будет вызывать затруднение.
Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Здесь все зависит от художественного замысла автора. Дети должны понять, что если они будут смачивать пальчики водой во время рисования пластилином, то у них получится шелковистая и очень гладкая поверхность рисунка. Но только очень немного, чтобы картонная основа, ни в коем случае, не размокла.
Для получения тонких линий и нитей ребенку можно дать поэкспериментировать с пластилином. Для этого нужно взять шприц без иглы, вытащить из шприца поршень и заполнить его пластилином. Затем вставить поршень на место и нагреть шприц в горячей воде. С помощью шприцов получаются грандиозные изящные линии. Так же можно поэкспериментировать, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детальки используются для изображения лепестков и стеблей цветков, завитков и т. п. А если продавить пластилин через металлическое ситечко, то можно изобразить мех животных, кораллы и растительность. Какой простор для познавательной деятельности! А какое удовольствие получит ребенок, смешивая пластилин в ладошках для получения разнообразных оттенков. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус.
Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности ребенку будет легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если же нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Хорошо, если в работе будут использовать и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии, но и поможет ему научиться любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, высушенному и неказистому листику.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук, зрительное восприятие, а так же развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.
Занятие пластилиновой живописью – прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образовательно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости.
В процессе работы с детьми решаются задачи развития :
- детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи;
- сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе;
- художественного восприятия детей как мотива создания творческих работ;
- способностей использования средств выразительности, понимания особенности живописного колорита;
- устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
Формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка- дошкольника, его потребностей и мотивов поведения и применение пластилиновой живописи делает этот процесс более успешным.