Лариса Савчук
Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"
Презентация педагогического опыта. Районный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года — 2014» (часть 1-я)
Научно-технический прогресс и стремительное развитие производственных отношений в мире обуславливают социальный заказ на творчески активную личность.
Публикация «Статья „Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам её становления, особенно к дошкольному.
Реформирование современной системы образования, переход на новые образовательные стандарты ориентирует педагогов на развивающее обучение, осуществление личностно - ориентированной модели взаимодействия и предполагает создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования особое место принадлежит образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», содержание которой направлено на достижение целей развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Вопросы детского творчества, являясь одними из самых спорных и сложных, интересовали не одно поколение ученых, которые считают, что большие возможности для раскрытия творчества дошкольников заключены в изобразительной деятельности, и в частности детском рисовании. В процессе рисования создаются особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменять мир.
Многообразие вариативных, дополнительных, авторских программ и методических материалов по изобразительной деятельности, показывают существенные достижения в разработке содержания, методов, и средств развития детского творчества. Среди возможных средств активизации творческих проявлений ребёнка особого внимания заслуживают нетрадиционные техники рисования. Они в большей степени позволяют дошкольнику реализовать свой жизненный опыт, выразить в рисунке чувства и эмоции, дать свободу, вселить уверенность в своих силах и утвердиться в позиции «творца».
СЛАЙД 2
Однако до настоящего времени не сложилась целостная система работы по развитию изобразительного творчества дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования, которая в полной мере отражала бы сущность организационно - методического инструментария педагогического процесса по настоящей проблеме. Это затрудняет реализацию возрастного потенциала для раскрытия детского творчества и тех возможностей, которые несёт в себе использование нетрадиционных техник рисования в практике дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие обозначило проблему и определило ЦЕЛЬ нашего исследования.
СЛАЙД 3
и выдвинута гипотеза
СЛАЙД 4
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
СЛАЙД 5
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, позволил выявить разнообразные виды нетрадиционных техник рисования. Мы отобрали для работы наиболее доступные, понятные и интересные техники для ребёнка – дошкольника.
СЛАЙД 6
В ходе констатирующего этапа эксперимента предстояло изучить состояние проблемы в практике работы дошкольной образовательной организации
СЛАЙД 7
Были определены показатели и критерии оценки развития детского изобразительного творчества в рисовании (выделенные Натальей Алексеевной Ветлугиной)
Для выявления уровня развития изобразительного творчества старших дошкольников проведено диагностическое обследование по методике Татьяны Николаевны Дороновой. Детям была предложена занимательная деятельность на тему «Что мы умеем и любим рисовать». Осуществлялся анализ процесса и продуктов детской деятельности на основе выделенных показателей и критериев.
СЛАЙД 8
В результате получены данные, которые свидетельствуют, что уровень развития изобразительного творчества детей недостаточно сформирован – преобладал низкий уровень.
СЛАЙД 9
Изучение особенностей воспитательно – образовательной работы педагогов по исследуемой проблеме показал, что в содержании планирования и оборудования не заложен учет тех потенциальных возможностей, которые несут в себе нетрадиционные техники рисования; воспитатели практически не используют их в работе с детьми; родители не достаточно осведомлены о путях развития детского изобразительного творчества и не придают этому особого значения.
СЛАЙД 10
Учитывая теоретические положения исследования и результаты констатирующего этапа, в ходе формирующего эксперимента была создана технология, направленная на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
СЛАЙД 11
Работа велась по трё м направлениям: с детьми, с педагогами и родителями
Через разнообразные формы сотрудничества педагоги и родители получили теоретические знания о роли изобразительной деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка, о разнообразных видах нетрадиционных техник рисования и их значении в развитии детского изобразительного творчества, рекомендации по организации ПРС, а так же приобрели практические умения в рисовании нетрадиционными техниками.
СЛАЙД 12
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧАСТЬ 2-Я