Ирина Трубникова
Музыкально-ритмические движения как средство развития творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Возможно самое
лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это
свободное движение под музыку, и научиться этому можно у ребенка»
А. И. Буренина
Слайды 2-4. Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.
Темочки:
- Музыкально - ритмические движения
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности
Проблема развития творческих способностей у старших дошколь-ников состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмичес-ких и танцевальных движений, заложенных природой, т. к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
5. Актуальность. Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.
Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.
6. слайд Как ни в каком другом виде деятельности дошкольника в музыкально-ритмическое прослеживается интеграция различных образовательных областей, что позволяет на занятиях решает очень большое количество задач:
1. Развитие музыкального слуха.
2. Развитие координации движений.
3. Развитие основных движений.
4. Развитие плавности движений.
5. Развитие активности движений.
6. Подчинение движения музыке.
7. Развитие памяти.
8. Развитие умения импровизировать.
9. Развитие умения двигаться ритмично.
10. Развитие творческих способностей.
11. Развитие чувства коллективизма.
12. Развитие коммуникативности.
13. Развитие культуры поведения.
14. Обучение правилам этикета.
15. Развитие интеллекта и мышления.
16. Развитие мелкой и крупной моторики.
7 слайд. Говоря о современном развитии музыкально – ритмического движения дошкольника, нельзя не вспомнить о историческом аспекте этого вопроса. Так идея синтеза музыки и движения во всестороннем развитии личности стала основой системы музыкально-ритмического воспитания детей, разработанной швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом.
Еще одним реформатором из тех, кто использовал для своих целей танец, был Рудольф Штайнер (1861—1925). Он изобрел свою систему движений— эвритмию —танец не только под музыку, но и «под слово», или стихи.
особой философией для основателей свободного танца стали идеи Айседоры Дункан (1877-1927, которая
мечтала о новом человеке, для которого танец будет так же органичен, как и другие повседневные дела, о женщине будущего — обладательнице «самого возвышенного разума в самом свободном теле».
Одна из создательниц свободного танца в нашей стране, С. Д. Руднева (1890—1989, вместе с единомышленниками,
разработала уникальный метод пластического прочтения музыки — музыкальное движение.
Следует отметить программы музыкально-ритмического воспитания : Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, К. В. Тарасовой
Методики и технологии в области музыкально-ритмического воспитания, и в частности, развития детского
творчества в танцах, ритмических этюдах и упражнениях. Авторы, А. И. Буренина,
8. слайд Вся работа по развитию музыкально – ритмических движений строится в нормативно –правовом поле.
9. Целью развития музыкально – ритмических движений
является эмоциональное восприятие музыки (выделение средств выразительности, формы, ее образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения.
10. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.
У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях - все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.
Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию взрослых.
Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки - творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю.
Ценность детского творчества не в результате, хотя и он важен, а в процессе, это нужно не зрителям, а детям.
11. слайд С помощью чего же происходит реализации развития музыкально - ритмических движений.? это
Работа с детьми.
Работа с педагогами.
Работа с родителями.
Непосредственная образовательная деятельность
. Самостоятельная музыкальная деятельность.
Праздники и развлечения.
Танцевальный кружок.
Индивидуальные консультации.
Педагогические советы
Изготовление атрибутов и пособий
Открытые занятия,
утренники.
Индивидуальные консультации
Родительский уголок Организация подготовки костюмов
12. Какова же структура НОД
I.упражнения, игры на совершенствование навыков основных движений, творческие задания на решение задач пространственного ориентирование, упражнения для рук
II. Комплекс ритмической гимнастики с предметами и без. партерная гимнастика
III.Музыкально -пластические этюды, музыкально –ритмические игры, направленные на развитие творческих способностей с использованием музыкальных инструментов
IV.Танцевальные композиции (в парах, тройках, шеренгах, хороводах).танцевальные импровизации
13
Работа над развитием музыкально – ритмического движения строится в 3 этапа
1– аналитический этап
2- основной
-3Заключительно - аналитический
14.-15 Основные психолого-педагогические принципы
сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы,
а для этого требуется – мотивационная составляющая обучения,
правильная постановка соответствующей проблемы и ее решение ребенком, использование творческих заданий.
- Правильный подбор музыкального произведения.
- Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.
- Разнообразие и динамичность движений.
-Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.
- Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру "Покажи и повтори".
- Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.
- Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.
16. Методы и приемы
Наглядно-практический. Словесный. Просмотр видеозаписей Показ движений. Показ иллюстраций. Игра. Упражнения. Самостоятельная деятельность. Творческие домашние задания Слушание музыки Анализ средств музыкальной выразительности. Сравнение, сопоставление. Разъяснение, пояснение. Вопросы, беседы. Художественное слово
17слайд. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
18. Но для того чтобы определить педагогический маршрут ребенка, необходим мониторинг, который проводится исключительно с согласия родителей.
19. Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики:
«Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие М. Де Монтель», поможет нам решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.