Елена Вилкова (Грачева)
Психолого-педагогические основы развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Публикация «Психолого-педагогические основы развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребёнка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддаётся педагогическим воздействиям. Вопросы формирования словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, О. С. Ушаковой, Э. П. Коротковой и рядом других учёных, разработавших тематику словесного творчества. Словесное творчество детей рассматривается как вид деятельности, который захватывает личность ребё нка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Элемент творчества есть в любом рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребёнка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
В основе словесного творчества, отмечает О. С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – рассказов, сказок.
Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве.
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир.
Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии. Одним из условий детей творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдение за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приёмов, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Всё это оказывает влияние на словесное творчество детей.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счёт слов – определений; слов помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыт детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умения пользоваться имеющимся запасом слов.
Творческий рассказ – это продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Этим умениям дети обучаются, воспроизводя литературные тексты, составляя описание картин и игрушек, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображённому на картине эпизоду. Ещё одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал». Тематика творческих рассказов должна быть связанна с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания и уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на фоне воображения возник зримый образ, доступна их пониманию и интереса. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.
Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашёл щенка», «Как Таня ухаживала за сестрёнкой», «Почему девочка плакала». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлечё нную тему: придумать рассказ: «Про весёлый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».
Развитие словесного творчества детей под влиянием народной сказки происходит поэтапно.
На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений. После чтения сказки необходимо так проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное её содержание, художественные достоинства, особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им.
После прочтения детям, как правило, показывают диафильмы и иллюстрации на темы тех сказок и рассказов, которые они уже слушали. Следовательно, диафильм и иллюстрация предлагает ещё одно толкование образов о персонаже. Дети увидят и узнают героев, вещи, события о которых шла речь в тексте. После просмотра словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.
На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приёмам совместного творчества : выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.
В поэтических образцах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Эти образцы различны по своему действию: в рассказах дети познают точность слова; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
В педагогике есть несколько видов сочинения сказок. Самым простым видом сочинения является задание – придумывание для сказки концовки. Благодаря этому ребёнок, учится логически завершать какой – либо рассказ, учится осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизируется словарный запас.
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует большой самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.
Коллективное сочинение в процессе совместной деятельности ребёнок получает наглядное представление о том, что значит придумать сказку поэтапно. Приучает его более чётко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понимать другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Инсценировка - активизация творческого отношения к слову. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Выбранная для инсценировки сказка может быть сочинённой раннее – в данном случае творчество заключается не в создании, а в воплощении сюжета. Участие взрослого в инсценировке позволяет развить способность к эмоциональному погружению в сказку, к её творческому осмыслению, к мимическому и интонационному творчеству.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, даёт ещё больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребёнок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой.
Учить детей сочинять сказки можно так же по серии картин. Это поможет ребёнку увидеть красочность, яркость созданных на картине образов; формируется умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; развивается воображение, творческое мышление ребёнка.
Самый сложный вид сочинения сказки на самостоятельно выбранную тему. Это вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку». Здесь успехи зависят во многом от того. Как сумеет воспитатель заинтересовать детей. Создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот жанр вершина словесного творчества ребёнка. Ребёнок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно и чётко, последовательно излагать свои мысли. Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками.