Анна Федонова
Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой
Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме я разработала рабочую программу «В гостях у сказки» по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой
Публикация «Статья „Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Основная цель программы заключается в формировании умений и навыков речевой коммуникации детей с ЗПР со сверстниками, взрослыми людьми в процессе работы со сказкой.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задачс учё том интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:
- развивать у детей интерес к окружающим людям, стремление к потребности в общении с ними;
- развивать навыки самоконтроля и эмоциональной устойчивости в ходе общения;
- обучать искусству общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);
- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление, воображение, память,эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать умение анализировать поведение сказочных героев, соотносить события, развивающиеся в сказке с реальностью, отличать сказочные ситуации от реальных. ;
Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы. Я изучила и подобрала художественную и методическую литературу, организовала создание мини-музея «Сказки моего детства», изготовила костюмы для театрализации, маски и несколько видов театра, организовала сотрудничество с центральной детской библиотекой, подобрала иллюстрации разных художников к одной сказке, собрала картотеку художников-иллюстраторов, сказки о животных, волшебные сказки, сказки народов России.
Работу по развитию коммуникативных навыков детей через ознакомление с народной сказкой я планирую в течение всего дня и реализую рабочую программу через дополнительное образование в кружке «В гостях у сказки»
Приступая к работе по данной теме я следовала определё нным требованиям:
- педагогу необходимо стремиться к максимальной естественности и раскованности в общении и движениях, как своих, так и детей;
- речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной;
- при рассказывании, чтении, в театрализованных играх и упражнениях педагог должен быть примером в использовании уместных средств выразительности;
- педагог должен слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
- необходимо пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
Реализация программы осуществлялась по трё м основным направлениям:
-ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками –иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов,коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям)
- сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды, психогимнастика) ;
- театрализация, проигрывание эпизодов сказок (логоритмические игры и упражнения, упражнения на ритмитизацию, пантомимические этюды)
Произведения русских народных сказок подбирала таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Ребята любят обыгрывать и обсуждать какие-то отдельные эпизоды, связанные с переживаниями героев, их превращениями. Часто начинаю сказку с присказок, которые нравятся детям: «Сказка, сказка, прибаутка…», Сказка бродит у ворот…» и т. д. после рассказа сказки узнавала с помощью вопросов: поняли ли дети сказку, т. е. ее смысловое значение и чему учит та или иная сказа. Работа по сказке строилась следующим образом:
- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению;
- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
-драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Дети самостоятельно выбирают для себя роли, могут менять начало или окончание сказки.
Детям очень нравятся игры – беседы с куклами-персонажами сказок я заранее готовлю персонажей, с которыми будет происходить общение. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.
В процессе чтения сказки предлагаю детям поиграть, составляя цепочки из слов. Скажите: «У среднего зайца – усы, у маленького зайца усики, а у большого – усищи».
Глаза - (глазки, глазищи); лапы - (лапки, лапищи); хвост - (хвостик, хвостище).
С помощью иллюстраций, атрибутов и игрушки организовываю игры «Из какой сказки пришли эти герои?» От рассматривания иллюстраций, игр с персонажами, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода использую дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того с учителем - логопедом проводим работу с мнемотаблицами. Начинаем с простейших мнемоквадратов, на которых графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходим к мнемодорожкам, и к мнемотаблицам.
Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.
Играя в сказку с детьми используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.
Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаю детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.
Дети очень активно включаются в игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок; игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов - «А если бы принц поступил так…», «А если бы мачеха пригласила…»- позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра.
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.
Во время непосредственной деятельности, я наблюдаю, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка истолковываю невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.
Обращаю внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.
Сопереживая героям сказки, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает расказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.
Работа, проводимая в детском саду по формированию речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье. Поэтому я проводила свою работу в тесном взаимодействии с родителями, активно привлекая их к работе над развитием коммуникативных навыков детей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева М., Яшина, В. И. Речевое развитие дошкольников / М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2007. 160 с.