Приложение МААМ

Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Анна Федонова
Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой

Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме я разработала рабочую программу «В гостях у сказки» по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой

Публикация «Статья „Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Основная цель программы заключается в формировании умений и навыков речевой коммуникации детей с ЗПР со сверстниками, взрослыми людьми в процессе работы со сказкой.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задачс учё том интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:

- развивать у детей интерес к окружающим людям, стремление к потребности в общении с ними;

- развивать навыки самоконтроля и эмоциональной устойчивости в ходе общения;

- обучать искусству общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление, воображение, память,эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать умение анализировать поведение сказочных героев, соотносить события, развивающиеся в сказке с реальностью, отличать сказочные ситуации от реальных. ;

Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы. Я изучила и подобрала художественную и методическую литературу, организовала создание мини-музея «Сказки моего детства», изготовила костюмы для театрализации, маски и несколько видов театра, организовала сотрудничество с центральной детской библиотекой, подобрала иллюстрации разных художников к одной сказке, собрала картотеку художников-иллюстраторов, сказки о животных, волшебные сказки, сказки народов России.

Работу по развитию коммуникативных навыков детей через ознакомление с народной сказкой я планирую в течение всего дня и реализую рабочую программу через дополнительное образование в кружке «В гостях у сказки»

Приступая к работе по данной теме я следовала определё нным требованиям:

- педагогу необходимо стремиться к максимальной естественности и раскованности в общении и движениях, как своих, так и детей;

- речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной;

- при рассказывании, чтении, в театрализованных играх и упражнениях педагог должен быть примером в использовании уместных средств выразительности;

- педагог должен слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

- необходимо пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Реализация программы осуществлялась по трё м основным направлениям:

-ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками –иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов,коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям)

- сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды, психогимнастика) ;

- театрализация, проигрывание эпизодов сказок (логоритмические игры и упражнения, упражнения на ритмитизацию, пантомимические этюды)

Произведения русских народных сказок подбирала таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Ребята любят обыгрывать и обсуждать какие-то отдельные эпизоды, связанные с переживаниями героев, их превращениями. Часто начинаю сказку с присказок, которые нравятся детям: «Сказка, сказка, прибаутка…», Сказка бродит у ворот…» и т. д. после рассказа сказки узнавала с помощью вопросов: поняли ли дети сказку, т. е. ее смысловое значение и чему учит та или иная сказа. Работа по сказке строилась следующим образом:

- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению;

- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

-драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Дети самостоятельно выбирают для себя роли, могут менять начало или окончание сказки.

Детям очень нравятся игры – беседы с куклами-персонажами сказок я заранее готовлю персонажей, с которыми будет происходить общение. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.

В процессе чтения сказки предлагаю детям поиграть, составляя цепочки из слов. Скажите: «У среднего зайца – усы, у маленького зайца усики, а у большого – усищи».

Глаза - (глазки, глазищи); лапы - (лапки, лапищи); хвост - (хвостик, хвостище).

С помощью иллюстраций, атрибутов и игрушки организовываю игры «Из какой сказки пришли эти герои От рассматривания иллюстраций, игр с персонажами, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода использую дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того с учителем - логопедом проводим работу с мнемотаблицами. Начинаем с простейших мнемоквадратов, на которых графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходим к мнемодорожкам, и к мнемотаблицам.

Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

Играя в сказку с детьми используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаю детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.

Дети очень активно включаются в игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок; игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов - «А если бы принц поступил так…», «А если бы мачеха пригласила…»- позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра.

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Во время непосредственной деятельности, я наблюдаю, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка истолковываю невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Обращаю внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Сопереживая героям сказки, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает расказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.

Работа, проводимая в детском саду по формированию речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье. Поэтому я проводила свою работу в тесном взаимодействии с родителями, активно привлекая их к работе над развитием коммуникативных навыков детей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева М., Яшина, В. И. Речевое развитие дошкольников / М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2007. 160 с.

Публикации по теме:

Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста» «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Способность осознавать и контролировать.

Развивающее обучение как средство развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития В настоящее время происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них,.

Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена преобразованиями в обществе, обновлением мировоззренческих позиций в области историографии, изменением.

Народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре народов Поволжья В числе самых богатых в этническом отношении регионов России находится Поволжский, который включает в себя множество культур: русские, мордва,.

Народная сказка — средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной русской культуре Конечно, сказки есть в каждом доме. И дети их любят. Но мы считаем, что сказки равно как и многие художественные произведения не в полной.

Программа «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 144 города Иркутска. Рабочая программа.

Игра для развития коммуникативных навыков, мелкой моторики, творческих способностей у детей дошкольного возрастаИгра для развития коммуникативных навыков, мелкой моторики, творческих способностей у детей дошкольного возраста Создать мотивацию для развития творческих способностей детей, для обогащения сенсорного опыта, а так же для развития мелкой моторики рук.

Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость воспитания.

Статья «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Маркова Т. А. МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгород Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта.

Консультация для воспитателей «Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 октября 2015 в 15:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Федонова (УИ 50188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД