Папки-передвижки

Статья «Окно в соленую сказку» как инновационное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Надежда Иванова
Статья «Окно в соленую сказку» как инновационное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно отзывается на его жалобы и высказывания и жесты, "чинит" диалог (Е. И. Исенина, интерпретируя, "развертывая", распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера ели и содержание своих действий. Мои воспитанники испытывают насущную потребность делиться своими вечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. Это выражается в разнообразных действиях с целью привлечения внимания, в стремлении вместе активно играть, общаться, играть, дружить. Но при этом не всегда удается работа в социумах, возникают ссоры при распределении ролей, они не прислушиваются к мнению друг-друга, у детей не хватает терения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно.

Публикация «Статья „Окно в соленую сказку“ как инновационное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наблюдая за развитием речи у своих воспитанников, хочется отметить, что возраст (3-5 лет, особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Для того, чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Известно, что не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения, так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером.

Ознакомившись с новыми формами и методами обучения, развития и воспитания детей я остановилась на возможностях сказкотерапии, как средства развития речи моих воспитанников.

Сказка как жанр художественной литературы и сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Для развития речи у своих воспитанников я решила использовать сказкотерапию по нескольким причинам:

1. При знакомстве со сказкой создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству;

2. При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

3. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов;

4. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями.

5. В ходе работы со сказкой развивается умение общаться со сверстниками, нравственное воспитание. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.

Сказки очень приятно слушать и не менее приятно их рассказывать. Но дело это непростое для детей среднего дошкольного возраста. Прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, я начала с простого – стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок : «Репка» и «Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. Сказка «Теремок» - небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимической выразительности. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепили зайца, лису, волка, медведя. Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям изготовить персонажей этой сказки из соленого теста. Лепка из соленого теста – это одно удовольствие. Рецепт пришёл к ним издавна. На Руси люди дарили друг другу к Новому году знаки плодородия, благополучия и сытости из теста. Эта старинная традиция лепки из солёного теста была возрождена и превратилась в интереснейшее занятие для детского творчества. Когда малыш лепит развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления. (решение речевых задач). Также лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Мои воспитанники с удовольствием включились в новое для них занятие. Лепили листики для дерева, яблочки к яблоньке, пирожки для Петушка из сказки «Петушок и бобовое зернышко», облачка…и т. д. Работу с соленым тестом в системе занятий я решила выделить отдельным блоком «Соленая сказка».

На начальном этапе я заметила недостаточную сформированность навыков взаимодействия и сотрудничества у детей, некоторую стеснительность и закомплексованность при обыгрывании сказки (Поля Д., Даша Ю, Милена А.). Формирование навыков взаимодействия и сотрудничества само по себе развиваться не может, сотрудничество между детьми может возникнуть спонтанно, но привитие данных навыков – процесс организованный, управляемый. Поэтому для этой работы в системе занятий я выделила отдельный блок творческого самовыражения «Соленая сказка».

Особое внимание стараюсь уделять пробуждению у детей интереса к характерным эмоциям человека, возобновлению в памяти представления об основных эмоциональных состояниях и обогащению их Для этого использую мимическую гимнастику (Н. В. Клюева). Это помогает стимулировать детей распознавать эмоции, развивает умение адекватно выражать эмоциональное состояние человека. В играх «Волшебные очки», «Ты самый-самый…» акцентирую внимание детей на обращения друг к другу, обогащаю представления о сверстнике как деловом партнере. Эти игры я использую перед началом основной образовательной деятельности, после прогулки, перед обедом, в свободной деятельности детей. Я стала замечать, что в процессе игры у детей «уходит» агрессия, напряженность, скованность, они свободно выражают свои эмоции, эти игры просто нравятся ребятам.

Сотрудничество требует не только понимания адекватного состояния человека, но и координации действий партнеров. С этой целью я использую этюды на сближение «Поводырь», «Сиамские близнецы», «Зеркало», «Ниточка и иголочка». Отыгрывая эти этюды ребята учатся точно давать указания, принимать команды партнера, следовать им, проявлять внимательность, толерантность. Это позволяло преобразовывать коллективную деятельность при работе со сказкой из «работы рядом, но не вместе» в эффективное сотрудничество между детьми.

Для всестороннего развития детей мной регулярно используются проблемные ситуации. Для работы со сказкой сделала подборку «сказочных» проблемных ситуаций, с помощью которых мы вместе «проигрываем» конфликтные ситуации, мои воспитанники как бы «примеряют» на себя состояние героя, что оказывает неоценимую воспитательную ценность.

Занятия организованы в определенной последовательности и представляют собой три блока:

1. Блок практического самовыражния «Соленая сказка» - изготовление атрибутов для моделирования сюжета.

2. Блок творческого самовыражения «Сказка в окошке» – включает такие приемы как составление сказок объемными изображениями, моделирование сказки.

3. Блок релаксационных упражнений, путешествие по Сказочной стране, решение сказочных задач, упражнения с эластичной лентой, Срана «Зеркалия»;

4. Блок работы с родителями – выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в социальную среду (обучение родителей доступным формам работы со сказкой, использование сказок как корректного способа разрешения внутрисемейных проблем). В состав блока входят приемы: составление сказок и постановка спектаклей, театрализованные игры, совместное рисование.

Частоту занятий по сказкотерапии я рассчитала таким образом, чтобы не происходило «привыкания» к Сказочной стране и не обесценивалась значимость «волшебства» - это 3 занятия в месяц.

Для реализации развивающих занятий необходимы следующие дидактические и наглядные материалы:

1. Для моделирования сказок используется коллекция миниатюрных изображений сказочных персонажей, изготовленных из соленого теста (дети принимают активное участие в их изготовлении);

2. Для упражнений с кольцом из эластичной ткани необходима прочная прозрачная ткань разных цветов (прозрачный трикотаж или тюль, кольцо ткани окружностью не менее 3 метров;

3. Упражнения с зеркалом «Страна Зеркалия» - необходима либо зеркальная стена, либо большие зеркала, в которых ребенок мог бы видеть себя целиком;

4. Для упражнений на сотрудничество, релаксацию, сплоченность необходима музыка (спокойная, прозрачная, радостная).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация «Игровая среда как средство развития потребности в общении у детей среднего дошкольного возраста» Общеизвестно, что общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, процессах его социализации. Однако, до настоящего.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста МБДОУ № 17 г. Таганрог КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель:.

Мастер-класс «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» 1 слайд. Мастер-класс «Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста». 2 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! В одной древней.

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Пояснительная записка Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста Год от года растет число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения,.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад № 60 Красносельского района, Санкт-Петербурга. Е. Ю. Позднякова. Развитие связной речи является.

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В детском саду работаю 20 лет, из них 10 лет педагогом-психологом. Эмоциональное развитие дошкольников считается периодом повышенного риска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Окно в соленую сказку» как инновационное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 19:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Окно в соленую сказку» как инновационное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Иванова (УИ 93838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД