Наталья Смирнова
Статья «Как развить у детей 4–5 лет представления о величине»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию консультацию по теме: «Как развить у детей 4-5 лет представления о величине».
Задумывались ли вы, что такое величина, и какое представление о ней имеет ваш ребенок?
Величина – это такое качество предметов, по которому они сравниваются друг с другом. Ознакомление ребенка с величиной предметов, с одной стороны, является частью сенсорного воспитания, а с другой – необходимым условием развития математических представлений.
Публикация «Статья „Как развить у детей 4–5 лет представления о величине“» размещена в разделах
Не владея способами оценки величины, дети этого возраста часто не могут сопоставить по величине предметы разной формы.
Если вашему ребенку 4-5 лет, то в этом возрасте он должен уметь:
1. Пользоваться практическими способами сравнения: наложения и приложения.
2. Указывать протяженность (проводить рукой в направлении слева на право).
3. Отражать в речи размерные отношения (длиннее – короче, выше – ниже, толще – тоньше).
4. Сравнивать 3-6 предметов по одной протяженности (длине, ширине, высоте, толщине).
5. Раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания, при этом сравнивать их попарно (первый со вторым, второй с третьим и т. д.).
Обращаем ваше внимание, что у детей в этом возрасте важно развивать глазомер.
Для того чтобы вашему ребенку было интересно познавать преставления о величине изготовьте вместе с ним интересные игровые пособия: шарфики, карандаши для любимых игрушек. Проиграйте с ребенком игровую ситуацию по сравнению предметов по величине. Например: «Помоги любимым игрушкам найти их любимые карандаши».
• Для начала, рассмотрите с ребенком приготовленный материал.
• Предложите ему показать протяженность измеряемого предмета (длину, ширину, высоту).
• Объясните игровое задание. Например: надо карандаши разложить по порядку.
• Напомните правило построения ряда предметов по одному признаку ( использовать практические способы: наложения или приложения).
• Предложите ребенку назвать размеры каждого предмета.
• Сравните попарно предметы.
• Сделайте с ребенком обобщение.
В этом возрасте важное место занимают игры и игровые ситуации, направленные на развитие у детей представлений о величине. Необходимо, чтобы дети поняли важность измерения.
Предлагаем вам несколько вариантов игровых ситуаций и игр, которые не требует специальных педагогических знаний, и помогут вам провести несколько удивительных минут рядом с вашим малышом. Эти игры можно преобразовывать, в зависимости от того, какую протяженность вы будете сравнивать (длину, ширину, высоту).
Игровые ситуации:
-«Построим лесенку»
-«Разложи по порядку»
-«На какой ступеньке петушок?»
Игры:
«Юные помощники».
Цель: выявить уровень сформированности умения сравнивать предметы приемом приложения.
Материал: коробки для карандашей, (большая и маленькая) и карандаши (длинные и короткие).
Содержание:
Сообщите детям, что в гости пришел Незнайка и попросил ему помочь разложить карандаши в коробки, но так, чтобы в большой коробке лежали только длинные карандаши, а в маленькой коробке – короткие.
Предложите ребенку сравнивать карандаши по длине можно методом приложения, прикладывая, их друг к другу.
«Поможем куклам найти свои бантики».
Цель: выявить уровень сформированности умения сравнивать предметы по длине приемом наложения.
Материал: бантики разного цвета и разной длины.
Содержание:
Предложите ребенку сравнить бантики по длине, используя прием наложения.
Задайте вопросы: Покажи длинный, короче и самый короткий бантик. Как можно сравнить эти бантики?
«Разноцветные ленточки».
Цель: выявить уровень сформированности умения раскладывать сериационный ряд из 5 элементов разной длины в возрастающем порядке.
Материал: 5ленточек разного цвета и разной длины.
Предложите ребенку красиво разложить ленточки в ряд так, чтобы они возрастали по длине от самой короткой до самой длинной.
«Волшебные ступеньки».
Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать соотношения между 5 элементами, разными по длине в убывающем порядке.
Материал: Изображение теремка и 5 полосок разной длины.
Сообщите ребенку, что «построили звери в лесу теремок, а зайти-то не могут – крылечко забыли сделать. Давайте им поможем и построим крылечко из этих ступенек».
Содержание:
Покажите ребенку набор бумажных полосок, изображающих ступеньки, равномерно уменьшающихся по длине, предлажите сравнить их.
Предложите показать и назвать какая ступенька длинная, короче, еще короче, самая короткая.
«Кораблики».
Цель: выявить уровень сформированности умения сравнивать предметы по длине относительно других.
Материал: картинки с изображением корабликов разного цвета и размера (синий, длиной 8 см, голубой – 10 см, розовый – 12 см, желтый 15 см и белый длиной 18 см).
Содержание:
Покажите кораблики: «Посмотри на кораблики. Покажи и назови, какого цвета кораблик самый длинный относительно белого кораблика? Какой кораблик самый короткий относительно синего кораблика? Какого цвета кораблики ты еще видишь? Расскажи о них. Используй слова длиннее, короче».
Таким образом, играя с ребенком в подобные игры, вы обязательно добьетесь положительного результата в повышении у него уровня сформированности представлений о величине.