Папки-передвижки

Консультация «Содержание понятия представлений о величине»

Галина Мяги
Консультация «Содержание понятия представлений о величине»
▼ Скачать + Заказать документы

В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода.

К признакам величины относят : длину, ширину, высоту и другие. Все эти признаки величины и единицы их измерения изучаются в дошкольном возрасте.

Публикация «Консультация „Содержание понятия представлений о величине“» размещена в разделах

Свойства величины, изучаемые в дошкольном возрасте: сравнение с другим предметом или эталоном; относительность; изменчивость.

Отражение величины как признака предметов связано с восприятием, которое понимается как важный сенсорный процесс отражения действительности. В процессе восприятия величины участвуют зрительный и осязательно-двигательный анализаторы, которые играют важную роль в взаимной работе, обеспечивающей адекватное восприятие размера предметов. Восприятие величины, как и других характеристики и свойств предметов осуществляется посредством установления сложных систем внутри анализаторных, а также межанализаторных связей.

Ребенок в процессе развития смотреть и видеть обучается воспринимать предметы, вместе с тем, они воспринимать предметы они учатся постепенно. Для образования самых базовых представлений о величине нужны частные, конкретные представления о явлениях и предметах окружающей действительности. Такого рода чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от разного рода предметов и игрушек, с которыми ребенок взаимодействует. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в различном положении способствует развитию с возрастом такого свойства, как константность восприятия.

Приведем краткие характеристики величины, данные Белошистой А. В.

Величина – одно из основных математических понятий возникшее в древности, и в процессе длительного развития подвергшееся ряду обобщений. Длина, площадь, объем, масса, скорость и многое другое – все это величины. Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений.

Длина – это характеристика линейных размеров предмета. В дошкольной методике формирование элементарных математических представлений принято рассматривать «длину» и «ширину» как два разных качества предмета. Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением и наложением (совмещением). При этом всегда можно определить, насколько больше или меньше данный предмет.

Масса – это физическое свойство предмета, поддающееся измерению. Процесс измерения массы – взвешивание. Кроме взвешивания, массу можно определить прикидкой на руке масса – сложная с методической точки зрения категория для организации занятий с дошкольниками: ее нельзя сравнить на глаз, приложением или измерить промежуточной меркой. Однако «барическое чувство» есть у любого человека, и на его использовании можно построить некоторое количество полезных для ребенка заданий, подводящих его к пониманию смысла понятия масса.

Емкость – это объем мер жидкости, знакомство с емкостью идет в начальной школе в большинстве случаев.

Площадь – это свойство фигуры занимать определенное место на плоскости. Площадь принято определять в плоских замкнутых фигур. Для измерения площади и качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру. В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя это термином «палетка», визуально, путем наложения предметов, путем сопоставления предметов по занимаемому месту на столе, земле.

Познание величины осуществляется на сенсорной основе, а также опосредуется речью и мышлением. Адекватное восприятие величины существенным образом зависит от опыта практической деятельности с предметами, уровнем развития глазомера, включения в процесс деятельности восприятия речи и словесной деятельности, участия мыслительных процессов, в частности – операций анализа, синтеза, обобщения и конкретизации. Умение выделить величину предмета как свойство и дать ей соответствующее название нужно не только для познания отдельного предмета, но также для понимания отношений между предметами. Все это оказывает непосредственное влияние на формирование у детей системы знаний об окружающей действительности.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста о величине создает чувственную основу для овладения величиной как математическим понятием. Этой цели также служит усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее математическое и умственное развитие многоаспектно.

Л. А. Венгер отмечает, что с восприятием предметом и явлений окружающей действительности начинается познавательная деятельность. Все формы познания, такие, как мышление, запоминание, воображение основываются на образах восприятия, а также выступают как результаты их переработки. В связи с данным обстоятельством нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие. Аналитическое восприятие связывается не с выделением и объединением отдельных частей целого, а с выделение отдельных измерений величины предмета, таких, как ширины, длины, массы, величины и объема. При этом следует отметить, что измерение величины предмета носит относительный характер и определение размера предмета зависит от положения предмета в пространстве.

Психолого-педагогические исследования А. В. Запорожца показали, что восприятие величины способствует формированию сравнительно сложных форм анализа и синтеза свойств воспринимаемых предметом, сопоставления объектов и явлений, а также понимания простых связей и их взаимосвязей.

Для корректной и наиболее полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка иных признаков. Умения выделять величину как характеристику предмета и давать ей название нужно не только для познания конкретного предмета, но также для понимания отношения между объектами и предметами [4].

Для образования самых базовых знаний относительно величины предметом следует формировать наиболее конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает формироваться уже в период раннего детства в результате установления связей между осязательными, зрительными, а также двигательно-тактильными ощущения от тех предметов и игрушек разных размеров, которыми оперирует ребенок.

Дети младшего дошкольного возраста достаточно прочно закрепляют признак величины по тем конкретным предметам, которые он достаточно хорошо знает. Вместе с тем, дети в данном возрасте с трудом овладевают относительностью оценки величины предметов. Дети довольно часто в своей игровой деятельности игнорируют признаки величины, например, они пытаются уложить большую куклу в маленькую кровать и т. п., то есть они ориентируются на общий объем предмета, не выделяя такие характеристики, как ширина, высота и длина.

Зачастую дети характеризуют предметы по одной протяженности, которая наиболее ярко выраженная, чаще всего – это длина, так как она является приобщающая у большинства предметов. Детям сложнее выделять ширину предметов. Наиболее успешно детьми определяются в предметах конкретные измерения в процессе непосредственного сравнения двух или более предметов.

Таким образом, цель изучения формирования представлений о величине предметов в младшем дошкольном возрасте – познакомить детей со свойствами предметов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Формирование понятия материалы» (средняя группа) Мотивация занятия. Воспитатель: Мишка, что ты несешь? Мишка: Дали мне сумку и сказали, чтобы я отнес МАТЕРИАЛ. А здесь…такое разное… Воспитатель:.

Использование дидактической игры для формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений.

Конспект НОД по формированию обобщающего понятия в средней группе 1. Тип: ознакомление с новым материалам. 2. Возрастная группа: средняя. 3. Тема: формирование обобщающего понятия- инструменты. Программное.

Конспект НОД по формированию у детей средней группы нравственного понятия «Дружба» Конспект занятия по формированию у детей нравственного понятия «дружба" Цель: Формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект урока обучения грамоте «Введение понятия «предложение» Обучение грамоте. Тема урока. «Здравствуй, букварь! Введение понятия «предложение»». Цель урока: 1) познакомить детей с первой учебной.

Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников». Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результат.

Психология понятия и виды (внимания, ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения) Внимание Это направленность сосредоточенность сознание на объектах, имеющих для личности устойчивую или ситуативную значимость Виды внимания.

Содержание коррекционно-образовательной программы по формированию представлений об окружающем мире у детей с ЗПР (занятия) Содержание программы сгруппированы в два раздела: «Мир растений», «Мир животных». Содержание программы предусматривает систематизацию.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНРУсвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Содержание понятия представлений о величине»
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 14:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Содержание понятия представлений о величине»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мяги в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД