Елена Бутова
Статья на тему «Игровая деятельность-один из способов коррекции речи детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным видом деятельности дошкольников является игра, ребенок живет в ней, это его мир, его действительность. А. С Макаренко придавал игре большое значение:» У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь «.
Игра интересна ребенку, а все новое, что он узнает играя, станет понятней и надолго сохранится в его памяти. К. Д. Ушинский так объяснял интерес ребенка к игре:»Для дитяти игра- действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она ему потому, что понятнее; а понятнее она ему потому,что отчасти есть его собственное создание. В игре дитятя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов.»
Публикация «Статья на тему „Игровая деятельность-один из способов коррекции речи детей с ОНР“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Почему же мы забываем об этом, когда начинаем работать с детьми? Да потому,что так проще. Чтобы организовать игру и увлечь ею детей надо самому стать ребенком. Вот тут и начинается непонимание.
Надо только самому стать ребенком и заразить игрой своих воспитанников. А если вы логопед, игры должны быть особенно продуманы. Ведь дети –логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников.
Однако они не всегда могут организовать сюжетно-ролевую игру. Это обусловлено особенностями речевого, моторного, эмоционального развития
детей с нарушениями речи. Для них характерны общая скованность и зажатость в движениях, двигательная расторможенность, слабость мышц и повышенный мышечный тонус.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере:
появлению повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, заторможенности,в слабом развитии произвольного внимания, основных видов памяти, снижена познавательная деятельность.
Мои наблюдения все больше убеждают, что степень болезненной сосредоточенности на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это определяет в свою очередь отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива. В конечном итоге вся эта совокупность отношений и обуславливает его поступки и поведение. Особенности поведения таких детей отмечаются в игре.
Дети с различными речевыми дефектами,нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре, неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость.
Задача логопеда- помочь ребенку правильно организовать игру, направить его деятельность, помочь договориться с другими детьми о правилах и способах решения различных ситуаций.
Все игры, которые используемые логопедом в работе,можно условно разделить на 4 группы.
1. Подготовительные игры. Это игры направленные на развитие дыхания и голоса. Они подготавливают органы речи и слуха к восприятию правильного звука и к правильному укладу необходимому для его воспроизведения.
На начальном этапе стоят игры направленные на развитие слуха. Слух бывает биологический и речевой. Сначала берутся игры на развитие слухового внимания (такие как»Угадай что это звучит?»,» Что ты слышишь?»,» Шумящие коробочки»,» Слушай, пробуй, как звучит»), а затем игры для развития речевого слуха, т. е. игры на различение ребенком голосов людей, понимания смысла фразы говорящего( «Угадай, кто это?», «Эхо»,» Ау»). И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е умению слышать составные части слова ( например использую такие игры как:»Хлопни, когда услышишь.»,» Назови слово на заданный звук»,» Телеграф».
2. Игры на формирование правильного звукопроизношения.
Данный вид игры построен на методе подражания. Здесь ребенку предлагается «путешествие» в мир, где много разных звуков. Заканчивается это «путешествие» только тогда, когда ребенок повторит все звуки.
«По дорожке идет ослик и поет песенку: «Иа-иа-иа», и машет хвостиком :» ш-ш-ш». В кустах проползла змея:» щ-щ-щ». Мимо проехала машина, ее колеса скрипели: «дж-дж-дж». Вдали прогудел поезд :» ту-ту-ту». В гости к ослику прибежал Пяточок и принес ему шарики: «С-с-с-с (большой)», и маленький :» Сь-сь-сь».
Такие «сказочные путешествия» дают большой простор для фантазии логопеда. Конечно, постановка звуков при данном виде работы затягивается на более длительный срок, но ведь нам важнее результат. Некоторые дети настолько не приемлют механической постановки, что у них надолго закрепляется страх перед логопедом и затрудняется работа над развитием речи.
3. Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков.
В настоящее время многие педагоги, работающие в детских садах, а особенно воспитатели логопедических групп,включают в общеобразователь
ную непосредственно- образовательную деятельность и коррекционные задачи. Изучая какую-либо тему, они подбирают игры, упражнения с целью закрепления правильного звука в речи ребенка как на занятии, так и вне его.
Так, например, на прогулках используют игры-хороводы. В хороводах дети, вместе повторяя слова игры, должны одновременно с правильным произношением соблюдать ритм и темп движения, задействовав одновременно органы артикуляции и моторику. Примером таких игр является сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», которая моделирует покупки в супермаркете.
Групповая комната делится на зоны- отделы. В центре сидит кассир- педагог, пробивает чеки, спрашивая кто в каком отделе отоваривался. Дети ходят по все групповой комнате выбирая продукты. Вся игра соответственно оформляется и заранее подготавливается. В зависимости от логопедических целей для автоматизации разных звуков в словах подбирают названия отделов и продуктов : «Рыбный отдел»(рыба, раки, креветки, консервы,
» Колбасный отдел» (карбонат, куриный рулет, сосиски,» сыры»(сметана, соус, сливки,»Соки» (сливовый сок, смородиновый сок, апельсиновый сок) и т. д.
Покупатели совершают покупки, у кассира пробивают чеки. Кассир интересуется, что приобрел каждый покупатель. Требуя четкого произнесения названия каждой покупки с целью автоматизации поставленного звука.
Помимо логопедических задач решаются параллельно интеллектуального воспитания, а также развитие представлений о правилах поведения в общественных местах.
В заключение отмечу, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, является звеном в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно
воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.
Положительных результатов стараюсь добиваться в тесной связи с музыкальным руководителем. При грамотной подборке логопедом речевого материала, наложенного на музыку с добавлением движения ребенка, на фоне эмоционального подъема, включаются все механизмы, развивающие у него высшие психические функции.
В каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком строго индивидуален, т. к. мы имеем дело с различными речевыми нарушениями у детей и их комбинациями.
4. Игра как помощник социализации ребенка в обществе.
У Лизы Ч. (5 лет) к началу занятий отсутствуют 10 звуков. Мама очень активно интересуется успехами ребенка, просит давать Лизе как можно больше заданий на дом. С интересом включается в действие игры. Рассказывает, какие игры они придумывают вместе с мамой дома. К концу
учебного года у ребенка автоматизировались все звуки, осталось некоторые из них дифференцировать. Заведомо ясно, что работа будет завершена успешно, поскольку родитель и ребенок заинтересованы в положительном результате, а логопеду требуется лишь указать им «верное направление».
Приведу другой пример. Максим М. (тнр онр 2 ур) ребенку тяжело даются занятия, он быстро устает, память неустойчивая и кратковременная. Логопед старается включить в коррекционную работу и родителей, но его попытки тщетны. Родители дома игру не поддерживают, и у ребенка скоро пропадает интерес к занятиям. Ведь каким бы не был логопед, для ребенка самым главным авторитетом остается родитель.
Обучение для ребенка- лишь игра, правила которой соблюдаются лишь на занятиях. И если правила ее не перенести в каждодневную жизнь, результата не будет. Вот и получается, что, не научившись играть, нельзя научить «маленького человека» тому, что умеешь сам.
Я призываю любить и уважать «маленьких людей» общаясь с ними на их языке по средствам игры, постепенно вводя их во взрослую жизнь!