Галина Мяги
Использование дидактической игры для формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т. д. Каждый конкретный род величин связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов.
Публикация «Использование дидактической игры для формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Средняя группа
- Темочки
К признакам величины относят : длину, ширину, высоту и другие. Все эти признаки величины и единицы их измерения изучаются в дошкольном возрасте.
Свойства величины, изучаемые в дошкольном возрасте : сравнение с другим предметом или эталоном; относительность; изменчивость.
Ребенок в процессе развития смотреть и видеть обучается воспринимать предметы, вместе с тем, они воспринимать предметы они учатся постепенно. Для образования самых базовых представлений о величине нужны частные, конкретные представления о явлениях и предметах окружающей действительности. Такого рода чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от разного рода предметов и игрушек, с которыми ребенок взаимодействует. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в различном положении способствует развитию с возрастом такого свойства, как константность восприятия.
Познание величины осуществляется на сенсорной основе, а также опосредуется речью и мышлением. Адекватное восприятие величины существенным образом зависит от опыта практической деятельности с предметами, уровнем развития глазомера, включения в процесс деятельности восприятия речи и словесной деятельности, участия мыслительных процессов, в частности – операций анализа, синтеза, обобщения и конкретизации. Умение выделить величину предмета как свойство и дать ей соответствующее название нужно не только для познания отдельного предмета, но также для понимания отношений между предметами. Все это оказывает непосредственное влияние на формирование у детей системы знаний об окружающей действительности.
С восприятием предметом и явлений окружающей действительности начинается познавательная деятельность. Все формы познания, такие, как мышление, запоминание, воображение основываются на образах восприятия, а также выступают как результаты их переработки. В связи с данным обстоятельством нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие. Аналитическое восприятие связывается не с выделением и объединением отдельных частей целого, а с выделение отдельных измерений величины предмета, таких, как ширины, длины, массы, величины и объема. При этом следует отметить, что измерение величины предмета носит относительный характер и определение размера предмета зависит от положения предмета в пространстве.
Для формирования представление о величине (размере) у ребенка, нужно провести с ним такие игры-упражнения : нанизывание больших и маленьких колец на стержень, складывание матрешки, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы и другие. Нанизывая большие и маленькие кольца на стержень, взрослый обращает внимание ребенка на величину, и учить правильно, называть слова: большой, маленький.
В процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети четвертого года жизни учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы, они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий. Именно в этой группе дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь, приемами накладывания и прикладывания (длиннее - короче, равные по длине)
В качестве раздаточного материала можно использовать знакомые геометрические фигуры и силуэты разных предметов, игрушек. Дети овладевают приемами непосредственного сравнения накладыванием. Они сравнивают большой и маленький круг, большую и маленькую елочку. Для того чтобы дети действовали осознанно, педагог ставит перед ними вопрос: "Что надо сделать, чтобы узнать, какой из предметов больший (меньший?"
При сравнении предметов по величине большое значение имеет двигательный анализатор — жест руками. Показывая высоту, ребенок делает жест рукой снизу вверх, от основания до верхнего края предмета.
Особое значение в формировании представлений о размере приобретают дидактические игры и упражнения. Это, прежде всего игры и упражнения на усвоение соотношения предметов по размеру в целом и по отдельным параметрам (длине, ширине и высоте). Можно организовать игры «Большой и маленький», «Соберем пирамидку из колец» и другие, а также игры и упражнения на развитие глазомера: «Найди такое же кольцо», «Построим дом большой и маленький», и др.
Выделению данного признака-размера способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности признака и требует ее учитывания, например, дети сами выбирают, под какую елочку спрятался большой медведь, а под какую — маленький зайчик.
Размеры предметов сравнивают по принципу парности. Например, красное кольцо больше, чем синее, но одинаковое по размеру с зеленым; синее кольцо меньше, чем красное и зеленое.
Умение сравнивать предметы по размеру закрепляется в процессе продуктивной деятельности: аппликации, лепке, рисовании, а также в процессе организации самостоятельной игровой деятельности.
Таким образом, наиболее эффективными средствами формирования представлений о величине являются дидактические игры, с помощью которых ребенок получает знания о свойствах предметов действия по их использованию.