Зайцева Ольга
Формирование моторных навыков учащихся с ТМНР в процессе предметно-практической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование моторных навыков учащихся с ТМНР в процессе предметно – практической деятельности
Зайцева Ольга Николаевна
учитель-дефектолог
МКОУ «Коррекционная школа № 8»,
г. Арзамас, Нижегородская обл.
Особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) проявляются нарушениями эмоционально-волевой сферы, «полевым» поведением, расторможенностью и стереотипностью движений. Такие дети к началу обучения имеют очень узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден, наблюдаются значительные трудности и недостатки в развитии общей и мелкой моторики.
Публикация «Формирование моторных навыков учащихся с Тмнр в процессе предметно-практической деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Задержка в развитии моторики затрудняет процесс овладения двигательным умениями и навыками, оказывает негативное влияние на процесс развития в целом (И. М. Бгажнокова, Н. П. Вайзман, В. Л. Лубовский и др.)
Познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания»,через прикосновения и ощупывания сенсорно привлекательно объекта. Чем лучше сформирована мелкая моторика, тем больше представлений о предмете получает ребенок. Олигофренопедагогами и психологами доказано, что дети с умственной отсталостью испытывают выраженные затруднения в формировании "алгоритма движения" ввиду недостаточности кинетической основы произвольного действия (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, В. М. Мозговой, В. Г. Петрова и др.).
Такие действия как застегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнурование ботинка дети с ТМНР не выполняют или выполняют в более медленном темпе, чем их сверстники с нормой развития. Обуславливается это некоординированностью движений, нарушением ритма и скорости. Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук - это движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение в коррекции дефектов умственно отсталого ребенка. Поэтому для развития мелкой и общей моторики мной на занятиях большое внимание уделяю предметно – практической деятельности (работе).
Известно, что предметно – практическая деятельность является одной из ведущих областей в коррекционной работе с особыми детьми. Она играет важную роль в развитии ребенка, так как ориентирова на свойства и качества предметов, служит основой в формирования и развития таких более сложных видов деятельности, как самообслуживание, конструирование, рисование, лепка. Также предметная деятельность первичная по отношению к развитию многих психических процессов, так как в процессе её освоения происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются мышление, речь, эмоционально – волевая сфера.
Первая задача, которую необходимо решать на любых занятиях с детьми с ТМНР – установление положительного эмоционального контакта с ребенком. На основе контакта строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе всей совместной деятельности, в рамках любого общения ребенка с окружающими людьми в процессе важных жизненных ситуаций: прием пищи, одевание, умывание, игра, и т. д.
По моему мнению, одной из эффективных форм развития моторики у детей с ТМНР является занятия предметно- практической деятельностью с применением традиционных и нетрадиционных материалов и упражнений:
– всевозможные шнуровки;
– различные застежки, крышки, липучки, заколки, резинки;
– игрушки вкладыши, логические кубы;
– игры с мозаикой, пазлы;
– игры с мелкими и крупными предметами (бусинами, пуговицами, камушками, зернами) пересыпания, перекладывание;
- игры с водой;
- работа с бумагой, картоном;
- игры и упражнения с кинетическим песком, глиной тестом, пластилином;
– игры с прищепками, «репейниками», магнитами.
Работу следует начать с выявления у детей зоны актуального развития. Результаты обследования показали, что дети не проявляют интереса и желания работать, не владеют техническими и моторными навыками и умениями. Поэтому было решено занятия с детьми проводить индивидуально, на начальных этапах в основном в форме «рука в руку». Далее дети стараются выполнять задания по показу с помощью учителя.
Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики - разминки для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой. Также используются разученные комплексы упражнений.
В связи с тем, что дети быстро утомляются, часто отвлекаются, на занятиях используются разнообразные игровые моменты, связанные с любимыми игрушками, новыми куклами, озвучиваются персонажи с разной интонации.
Вследствие этого, занятие представляет собой игру, которая состоит из трех частей:
• пальчиковые игры;
• отработка упражнений;
• дидактические игры.
Все три части занятия взаимосвязаны между собой одной темой.
Подводя итог, необходимо сказать, что систематическая и целенаправленная предметно – практическая деятельность с ребенком использованием как традиционных, так и нетрадиционных материалов дает положительные результаты:
- у детей наблюдается согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для дальнейшей практической деятельности :
- детей начинают различать цвет, форму, величину предметов;
-занятия дисциплинируют детей, воспитывают усидчивость, внимательность, благотворно влияют на эмоциональный настрой.
Кроме того, занятия предметно – практической деятельностью с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировки, зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• мышления;
• формируются навыки контроля и самоконтроля, самообслуживания.
И самое главное, что на занятиях предметно – практической деятельностью с использованием нетрадиционных материалов дети закрепляют не только моторные навыки, но и получают незабываемые радостные переживания.
Список используемой литературы:
1. Бгажнокова И. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 11 - 18.
2. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : ФиС, 1991. - 283 с.
3. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 312 с.
4. Бехтерев Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека [Текст] / Н. П. Бехтерев. - Л., 1971. - 423 с.
5. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н. П. Вайзман. - М. : Аграф, 1997. -128 с.
6. Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М. : Академия, 2002. - 207 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т. 5: Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1982. - 395 с.
8. Ю. В. Рузанова. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности : Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. :КАРО, 2009. – 160с. +16с. Цв. вкл.